ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норматив потребления коммунальных услуг теплоснабжение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункт "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124). В результате применения установленного в пункте 25.1 Правил N 124 порядка оплаты тепловой энергии у теплоснабжающей организации, осуществляющей подлежащую государственному регулированию деятельность по теплоснабжению , могут возникнуть недополученные в отдельных расчетных периодах доходы, которые могут привести к возникновению у такой организации экономически-обоснованных расходов, связанных с обеспечением осуществления регулируемой деятельности. В целях правового урегулирования соответствующих последствий пунктом 5 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг,
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.12.2019 N АКПИ19-821 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "ж" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, примечания 1 приложения N 2 к указанным Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, пункта 8 типового договора горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643>
потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных названными Правилами. Данная норма соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Обязательный учет коммунального ресурса с применением приборов учета предусмотрен частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ "О теплоснабжении ". Раздел VI Правил N 354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В соответствии с абзацем восьмым пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены)
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")
помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; Vн - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498; (см. текст в предыдущей редакции) - объем (количество) коммунального ресурса,
Приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 21.12.2020) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2013 N 29078)
периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация. 22. Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг , а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг. IV. Основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки для расчета тарифов методом экономически обоснованных расходов 23. Необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) на i-й расчетный период регулирования, определяемая в соответствии с методом экономически обоснованных расходов, рассчитывается по формуле: (тыс. руб) (1) (в ред. Приказа ФАС России от 04.07.2016 N 888/16) (см. текст в предыдущей редакции) где: Р1,i
Приказ МИД России от 15.02.2012 N 2029 (ред. от 14.10.2014) "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества" (вместе с "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования "Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Институтом повышения квалификации "Высшие курсы иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением среднего профессионального образования "Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя школа-интернат Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным лечебно-профилактическим учреждением "Лечебно-оздоровительный центр Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным учреждением "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации комплекса зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества", "Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным государственным бюджетным учреждением редакция журнала "Международная жизнь" государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества") (Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2012 N 23772)
на приобретение материальных запасов определяются как произведение стоимости материалов на их количество исходя из фактических объемов потребления за отчетный финансовый год в натуральном и стоимостном выражении; - иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги. 4.3. В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат: - нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества), которые определяются обособленно по видам энергетических ресурсов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, установленных тарифов и фактических объемов потребления коммунальных услуг за отчетный финансовый год с учетом изменений в составе используемого при оказании государственной услуги особо ценного движимого и недвижимого имущества. В составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются затраты на водоотведение (% S), потребление электрической энергии в размере 90 процентов от (% S), тепловой энергии (газ) в размере 50 процентов от (% S), отопление, горячего и холодного водоснабжения.
Решение № АКПИ22-313 от 12.07.2022 Верховного Суда РФ
коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, федеральным законодателем в качестве приоритетного способа определения объема потребленного коммунального ресурса предусмотрено использование показаний приборов учета, и только в случае их отсутствия применяется норматив потребления коммунальной услуги. Вопреки утверждению административного истца, подпункт «б» пункта 3 Изменений соответствует действующему законодательству. В части 5 статьи 13 Федерального закона «О теплоснабжении » установлено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных этим
Определение № 302-ЭС15-10219 от 27.07.2015 Верховного Суда РФ
помещениях многоквартирных жилых домов, и применение Методики № 105 (МДС 41-04.2000) является необоснованным. При отсутствии норматива потребления соответствующего коммунального ресурса, который по каким-либо причинам не был установлен уполномоченным органом, расчет этого норматива должен осуществляться экспертом в том же порядке, что и уполномоченным органом, с применением методик, формул и показателей, содержащихся в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306. При проведении экспертных исследований Шишканов О.Г. использовал коэффициент тепловых потерь в размере 0,3, предусмотренный Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения , утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 г. № 105, однако применение данного коэффициента является, по мнению ответчика, неправомерным. Заявитель полагает, что подлежит применению значение коэффициента тепловых потерь КТП, содержащиеся в таблице 10 Приложения к Правилам № 306 - 0,03. По мнению заявителя, Приложение № 3 к договору на теплоснабжение от 10.01.2007 г. №
Постановление № А27-16119/13 от 29.01.2015 АС Западно-Сибирского округа
пункт 3.1. решения № 130 недействующим. Отклоняя довод совета народных депутатов о том, что в настоящее время решение № 130 является недействующим и не имеет самостоятельного юридического значения, арбитражный суд указал, что нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010, подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены эти нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу. Поскольку по состоянию на 30.06.2012 на территории Междуреченского городского округа иных действующих нормативов потребления коммунальных услуг (теплоснабжения ), кроме утвержденных решением № 130, не имелось, суд счел, что указанный норматив применяется в расчетах между населением и ресурсоснабжающей организацией и в настоящее время. Данный вывод основан на правильном применении части 1 статьи 157 ЖК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 14 Правил № 306 и соответствует имеющимся в деле доказательствам. Ссылки подателей жалоб на
Постановление № 06АП-4049/10 от 30.09.2010 Шестого арбитражного апелляционного суда
порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. Следовательно, учитывая приведенные выше нормы права и исходя из публичного характера договора энергоснабжения (п.1 ст.426 ГК РФ), расчет потребления и, соответственно, стоимости оказанной услуги, должен соответствовать Правилам №307. Установлено, что расчет потребления за отопительный сезон, представленный истцом (абонентом), соответствует Правилам №307; при его составлении учтены нормативы потребления коммунальной услуги теплоснабжение (для отопления и горячего водоснабжения), утвержденные постановлением Мэра города Хабаровска от 12.01.2009 №54 и действующие с 13.01.2009. В п.2.1 спорного пункта, как указывалось выше, определено потребление за три месяца (отопительный сезон), то есть установленный органом местного самоуправления норматив потребления услуг в месяц умножен истцом на 3. Такой расчет соответствует действующим нормам права, арифметически составлен правильно. Следовательно, этот пункт подлежит включению в договор в редакции истца. Этот же пункт в редакции ответчика не
Постановление № 02АП-4882/14 от 25.07.2014 Второго арбитражного апелляционного суда
отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан. Факт отсутствия на спорных домах общедомовых приборов учета сторонами не оспаривается, в связи с чем правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что объем поставленной тепловой энергии должен определяться, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги теплоснабжения . Постановлениями Администрации г. Переславля-Залесского от 09.02.2012 № 96 и от 29.12.2012 N 1868 установлен норматив потребления тепловой энергии для целей расчета граждан за услугу «отопление» с разбивкой по месяцам, в том числе на май 2013 года - 0,0076 Гкал./кв.м. При этом сумма помесячных нормативов на год составляет 0,24 Гкал./кв.м. С учетом указанного нормативного регулирования ответчик обязан оплачивать тепловую энергию за май 2013 года. В силу статье 65 АПК РФ каждое лицо,
Постановление № 02АП-2214/2015 от 15.04.2015 Второго арбитражного апелляционного суда
Общество в спорный период поставило Компании тепловую энергию и теплоноситель и выставило для оплаты счет-фактуру №Т000001307 от 31.10.2014 на сумму 1 381 009 руб.69 коп. Объем, поставленной ответчику в исковой период тепловой энергии и теплоносителя подтвержден отчетами о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01.10.2014 по 31.10.2014 по объектам, на которых установлены приборы учета. В отношении домов, не оборудованных узлами учета, представлен расчет объема тепловой энергии и теплоносителя, произведенный исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения. Неисполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости потребленного ресурса за спорный период послужило основанием для обращения истца в суд. В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские
Решение № 2-258/12 от 04.06.2012 Калтанского районного суда (Кемеровская область)
22.11.2006 года №5-МНА с 01.01.2007 года были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг согласно Приложению №1, на основании ст. 157 ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Устава муниципального образования «Город Калтан» Калтанского городского округа (л.д. 6). В пункте 1 Приложения №1 к указанному Решению был установлен норматив потребления коммунальных услуг - «Теплоснабжение » на 1 кв.м. общей площади жилья в размере 0,022 Гкал (л.д. 7). Решение Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принятое городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, опубликован в издании «Калтанский вестник» №48 30.11.2006 года в первоначальной редакции (л.д. 6). Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 18.05.2005 года №298 было утверждено Положение «О порядке проведения независимой экспертизы
Определение № 33-8652 от 12.09.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года № 5-МНА с 01.01.2007 года были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг согласно приложению №1. В пункте 1 Приложения № 1 к указанному решению был установлен норматив потребления коммунальных услуг - «Теплоснабжение » на 1 кв.м. общей площади жилья в размере 0, 022 Гкал/м2 (л.д.7) Данное решение первоначально было опубликовано в издании «Калтанский вестник» № 48 от 30.11.2006 года (л.д.6). Оплата за отопление потребителями многоквартирных домов муниципального образования г. Калтан до настоящего времени производится на основании норматива потребления, установленного решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года № 5-МНА. Разрешая спор и удовлетворяя требования Миропольцевой М.Н. о признании пункта 1 приложения № 1
Апелляционное определение № 11-5/2016 от 02.06.2016 Лоухского районного суда (Республика Карелия)
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №135 от 20.11.2014 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ПКС-Сервис» на территории Лоухского муниципального района: с 01.01.2015 по30.06.2015 - 3 301,42 руб., с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 3 529,21 руб. Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района №28 от 27.01.2003 «Об оплате населением жилья и коммунальных услуг на территории Лоухского муниципального района (в редакции Постановления администрации Лоухского муниципального района №174 от 21.08.2009) установлен норматив потребления коммунальных услуг (теплоснабжение ) на территории Лоухского городского поселения – 0,022 Гкал\кв.м. в месяц. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, расчетом задолженности по оплате коммунальных услуг, у суда сомнений не вызывают, поэтому суд считает указанные обстоятельства установленными. В соответствии со ст. 30 ч.3,4 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное
Апелляционное определение № 11-6/2016 от 03.06.2016 Лоухского районного суда (Республика Карелия)
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №135 от 20.11.2014 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ПКС-Сервис» на территории Лоухского муниципального района: с 01.01.2015 по 30.06.2015– 3 301,42 руб., с 01.07.2015 по 31.12.2015 – 3 529,21 руб. Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района №28 от 27.01.2003 «Об оплате населением жилья и коммунальных услуг на территории Лоухского муниципального района (в редакции Постановления администрации Лоухского муниципального района №174 от 21.08.2009) установлен норматив потребления коммунальных услуг (теплоснабжение ) на территории Лоухского городского поселения – 0,022 Гкал\кв.м. в месяц. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, расчетом задолженности по оплате коммунальных услуг, у суда сомнений не вызывают, поэтому суд считает указанные обстоятельства установленными. В соответствии со ст. 30 ч.3,4 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное
Решение № от 01.06.2010 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)
помощника прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А., представителя Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Скоробогатова А.В., представителей администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Рачкова С.А., Молевой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение » и недействующим с момента его принятия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» и недействующим с момента его принятия, свои