ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов".
Необходимость данного законопроекта обусловлена принятием после выхода Основ законодательства Российской Федерации об охране труда: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и других федеральных законов.
Кроме того, действующие "Основы" не предусматривают четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обязательности создания служб охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность.
Выявлена необходимость уточнить систему финансирования мероприятий по охране труда на всех уровнях управления, конкретизировать направления деятельности органов государственной экспертизы условий труда с учетом предстоящей сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Цель данного законопроекта - приведение Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в соответствие с вновь принятыми после их выхода основополагающими федеральными законами: совершенствование законодательного регулирования отношений в области охраны труда, усиление внимания к вопросам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней, работодателей и самих трудовых коллективов.
Основной задачей данного законопроекта является выработка новых механизмов экономической заинтересованности всех участников трудового процесса в обеспечении условий и охраны труда, повышении гарантий и уровня социальной защиты работающих.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Предметом правового регулирования законопроекта является охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Структура законопроекта состоит из следующих разделов:
Статья 6. действующих "Основ" запрещает принимать на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда лиц в возрасте до 21 года. Однако эта норма вступает в противоречие со статьей 175 КЗоТ в редакции Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года, принятого уже после выхода "Основ", которой предусматривается запрещение применения на указанных работах лиц моложе 18 лет. Действующие "Основы" не требуют обязательного создания служб охраны труда в организациях. Такой подход противоречит ранее существовавшей в России практике, требованиям международных норм (Конвенций и Рекомендаций МОТ) и не характерен для абсолютного большинства государств с развитой рыночной экономикой. Более того, за время действия "Основ" численность работников служб охраны труда в организациях сократилась более чем в два раза. Это, в свою очередь, привело к резкому ослаблению всей работы по охране труда, снижению технологической дисциплины, многочисленным нарушениям требований безопасности всеми участниками производственного процесса, что является одной из основных причин высокого уровня аварийности и травматизма на производстве. Введение в законопроект нормы, регулирующей обязательность создания службы охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников, а также недопущение ее упразднения, позволит значительно повысить возможность внутриведомственного контроля как основы комплексного решения проблемы охраны труда. В целях повышения ответственности работодателя за обеспечение охраны труда в организации и защиты интересов работников в проекте Закона введен ряд дополнительных обязанностей работодателя. В законопроекте установлен более четкий порядок финансирования охраны труда на всех уровнях управления, включая организации. Финансирование охраны труда будет осуществляться в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На эти цели предлагается также использовать средства, полученные от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда. Финансирование мероприятий по охране труда в организациях независимо от организационно - правовых форм должно осуществляться работодателями в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда. Уточнена статья о государственном надзоре и контроле. Законопроектом установлено, что помимо федеральной инспекции труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий по направлениям деятельности. Впервые на законодательном уровне определены права государственных инспекторов по охране труда и работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, а также направления деятельности государственной экспертизы условий труда, ее роль с учетом предстоящей сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Введена статья о прекращении деятельности (ликвидации) организаций, их подразделений за нарушение требований по охране труда, т.к. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации это решение может принять только суд. Текст "Основ" приведен в соответствие с происшедшими с 1993 года изменениями в законодательстве.