4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Законопроект разработан в развитие отдельных положений по вопросам охраны труда, содержащихся в
Конституции Российской Федерации,
Гражданском кодексе Российской Федерации, Административном кодексе Российской Федерации, Кодексе законов о труде Российской Федерации, законах, регулирующих деятельность по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, основополагающих конвенциях и рекомендациях МОТ, а также в модельном законодательном акте, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств.
Законопроект укрепляет действующую систему охраны труда, законодательную основу гарантий прав работников на охрану труда и приведен в соответствие с полномочиями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Для реализации некоторых положений законопроекта потребуется разработать и принять следующие нормативные правовые акты:
"О государственной системе управления охраной труда";
"О перечне тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин";
"О перечне тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет";
"О порядке обучения и проверки знаний по охране труда в Российской Федерации";
"О Государственной экспертизе условий труда".
Предусматривается также разработать рекомендации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации осуществлять государственное управление охраной труда:
"О службе охраны труда организации";
"О системе сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда";
"О порядке финансирования мероприятий по охране труда в организации".
Кроме того, в целях реализации настоящего законопроекта будут подготовлены предложения по внесению необходимых уточнений и изменений в действующее законодательство (КЗоТ и т.п.).
5. Финансово - экономическое обоснование
Введение данного Закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
6. Ожидаемые социально - экономические последствия принятия законопроекта
Принятие законопроекта усилит внимание к вопросам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней, работодателей и работников, повысит технологическую дисциплину, усилит контроль за соблюдением требований по охране труда, в результате чего ожидается снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и улучшение социального положения работников.
Социально - экономический эффект реализации Федерального закона выражается, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, а также в экономии денежных средств за счет:
- экономии средств Фонда социального страхования Российской Федерации от сокращения потерь, связанных с производственно - обусловленной заболеваемостью;
- экономии материальных затрат в связи с сокращением производственного травматизма;
- сокращения величины недополученного общественного продукта в связи с несчастными случаями на производстве.
Впервые проект упомянутого документа был подготовлен и обсужден на Первом общероссийском совещании по охране и безопасности труда, проведенном в г. Москве 3 - 5 июня 1996 года, с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект рассматривался:
- на заседании Правительства Российской Федерации;
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на коллегии Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
- государственными органами надзора и контроля;
- на заседании Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
На разных этапах подготовки законопроекта проводилась правовая экспертиза Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (дважды).