ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление ГД ФС РФ от 20.01.1999 N 3529-II ГД "О проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (вместе с письмом Правительства РФ от 04.07.1998 N 3373п-П12)

Раздел V. Ответственность за нарушение законодательства и других требований по охране труда. Принципиальная новизна законопроекта заключается в том, что впервые на законодательном уровне закреплено разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Кроме того, уточнена сфера действия законодательства об охране труда, которая будет распространяться также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Расширены и более четко сформулированы отдельные права работника на труд, отвечающий требованиям охраны труда. Так, включено право каждого работника на обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статья 6 действующих "Основ" запрещает принимать на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда лиц в возрасте до 21 года. Однако эта норма вступает в противоречие со статьей 175 КЗоТ в редакции Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года, принятого уже после выхода "Основ", которой предусматривается запрещение применения на указанных работах лиц моложе 18 лет. Действующие "Основы" не требуют обязательного создания служб охраны труда в организациях. Такой подход противоречит ранее существовавшей в России практике, требованиям международных норм (Конвенций и Рекомендаций МОТ) и не характерен для абсолютного большинства государств с развитой рыночной экономикой. Более того, за время действия "Основ" численность работников служб охраны труда в организациях сократилась более чем в два раза. Это, в свою очередь, привело к резкому ослаблению всей работы по охране труда, снижению технологической дисциплины, многочисленным нарушениям требований безопасности всеми участниками производственного процесса, что является одной из основных причин высокого уровня аварийности и травматизма на производстве. Введение в законопроект нормы, регулирующей обязательность создания службы охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников, а также недопущение ее упразднения, позволит значительно повысить возможность внутриведомственного контроля как основы комплексного решения проблемы охраны труда. В целях повышения ответственности работодателя за обеспечение охраны труда в организации и защиты интересов работников в проекте Закона введен ряд дополнительных обязанностей работодателя. В законопроекте установлен более четкий порядок финансирования охраны труда на всех уровнях управления, включая организации. Финансирование охраны труда будет осуществляться в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На эти цели предлагается также использовать средства, полученные от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда. Финансирование мероприятий по охране труда в организациях независимо от организационно - правовых форм должно осуществляться работодателями в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда. Уточнена статья о государственном надзоре и контроле. Законопроектом установлено, что помимо федеральной инспекции труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий по направлениям деятельности. Впервые на законодательном уровне определены права государственных инспекторов по охране труда и работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, а также направления деятельности государственной экспертизы условий труда, ее роль с учетом предстоящей сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Введена статья о прекращении деятельности (ликвидации) организаций, их подразделений за нарушение требований по охране труда, т.к. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации это решение может принять только суд. Текст "Основ" приведен в соответствие с происшедшими с 1993 года изменениями в законодательстве.
Статья 6. действующих "Основ" запрещает принимать на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда лиц в возрасте до 21 года. Однако эта норма вступает в противоречие со статьей 175 КЗоТ в редакции Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года, принятого уже после выхода "Основ", которой предусматривается запрещение применения на указанных работах лиц моложе 18 лет. Действующие "Основы" не требуют обязательного создания служб охраны труда в организациях. Такой подход противоречит ранее существовавшей в России практике, требованиям международных норм (Конвенций и Рекомендаций МОТ) и не характерен для абсолютного большинства государств с развитой рыночной экономикой. Более того, за время действия "Основ" численность работников служб охраны труда в организациях сократилась более чем в два раза. Это, в свою очередь, привело к резкому ослаблению всей работы по охране труда, снижению технологической дисциплины, многочисленным нарушениям требований безопасности всеми участниками производственного процесса, что является одной из основных причин высокого уровня аварийности и травматизма на производстве. Введение в законопроект нормы, регулирующей обязательность создания службы охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников, а также недопущение ее упразднения, позволит значительно повысить возможность внутриведомственного контроля как основы комплексного решения проблемы охраны труда. В целях повышения ответственности работодателя за обеспечение охраны труда в организации и защиты интересов работников в проекте Закона введен ряд дополнительных обязанностей работодателя. В законопроекте установлен более четкий порядок финансирования охраны труда на всех уровнях управления, включая организации. Финансирование охраны труда будет осуществляться в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На эти цели предлагается также использовать средства, полученные от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда. Финансирование мероприятий по охране труда в организациях независимо от организационно - правовых форм должно осуществляться работодателями в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда. Уточнена статья о государственном надзоре и контроле. Законопроектом установлено, что помимо федеральной инспекции труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий по направлениям деятельности. Впервые на законодательном уровне определены права государственных инспекторов по охране труда и работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, а также направления деятельности государственной экспертизы условий труда, ее роль с учетом предстоящей сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Введена статья о прекращении деятельности (ликвидации) организаций, их подразделений за нарушение требований по охране труда, т.к. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации это решение может принять только суд. Текст "Основ" приведен в соответствие с происшедшими с 1993 года изменениями в законодательстве.