ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Безвозмездная передача между некоммерческими - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 44-АПА19-26 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В ходе судебного разбирательства было установлено, что решением Пермской городской Думы от 23 декабря 2008 года № 425 утверждено Положение о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, в которое неоднократно вносились изменения и дополнения. Раздел второй данного Положения в действующей редакции регулирует основания и условия передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, предусматривая в пункте 2.2 возможность передачи такого имущества без проведения торгов некоммерческим организациям, не признаваемым в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» хозяйствующими субъектами (пункт 2.2.4), и в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 9-16 части 1 и частями 3-3.2 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», не указанных в подпунктах 2.2.1-2.2.5 и 2.2.7-2.2.8 настоящего пункта, в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Положения (абзац первый пункта 2.2.6). При этом срок договора безвозмездного пользования, заключаемого без проведения торгов, устанавливается заявителем в заявке,
Определение № 17АП-3154/18 от 26.03.2020 Верховного Суда РФ
во внимание обстоятельства дела № А50-26214/2016, установив, что на момент подачи заявки о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование, у организации имелась задолженность по уплате арендных платежей, а пользование осуществлялось на основании договора, пришли к выводу о соответствии законодательству оспариваемых действий департамента. Доводы жалобы о злоупотреблении правом со стороны департамента были исследованы судебными инстанциями и обоснованно отклонены. Документального подтверждения наличия недобросовестного поведения в действиях департамента судами не выявлено. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. С учетом изложенного ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи рассмотрению не подлежит. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: отказать автономной некоммерческой организации «Медицинское объединение «Реалмед» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим
Определение № 309-ЭС21-11340 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
как лицу, не предусмотренному пунктом 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ). Также управление предложило товариществу предоставить заявление о прекращении государственной регистрации перехода права собственности и подготовить документы на безвозмездную передачу объекта в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которого расположена территория садоводства. Товарищество оспорило решение управления в судебном порядке. Руководствуясь статьей 71 АПК РФ, статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», статьей 1, пунктом 5 статьи 3, статьями 5, 7, пунктом 6 статьи 17, пунктом 8 статьи 25 Закона № 217-ФЗ, статьями 1, 14, 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суды, установив, что сооружение предназначено для электроснабжения земельных участков товарищества и расположенных на них строений, относится к
Постановление № 17АП-15329/2013 от 05.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
жилищно-коммунального назначения из собственности ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" в собственность Некоммерческого партнерства социальной инициативы "Жилкомсервис" для использования и эксплуатации указанных объектов по их назначению. 29.12.1998 ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и Некоммерческое партнерство социальной инициативы "Жилкомсервис" заключили договор N 1133 о безвозмездной передаче имущества. В приложении к этому договору указана, в том числе, промышленная база по ул. Промышленной. По акту приема-передачи от 31.12.1998 указанное в договоре имущество было передано истцу. По договору о безвозмездной передаче недвижимого имущества № 967 от 19.06.2000 ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» также передало Некоммерческое партнерство социальной инициативы "Жилкомсервис" объект недвижимости площадью 785,3 кв.м, расположенный по ул. Промышленная, 65 г. Перми. Согласно акту МУП «Пермархбюро» 1-этажному зданию производственного корпуса (лит. Б) установлен адрес: г. Пермь, ул. Промышленная, 63/1. Адреса этого объекта: ул. Промышленная, 63, ул. Промышленная, 65, ул. Промышленная, 85 признаны недействительными. Решениями Пермской областной регистрационной платы от 06.06.2002, от 26.11.2003 в государственной регистрации права собственности истца на спорные объекты недвижимости было отказано.
Постановление № Ф09-4699/18 от 23.07.2018 АС Уральского округа
утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.12.2008 № 425, предусмотрены основания, условия и порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Пермь, условия использования имущества, переданного в безвозмездное пользование, а также порядок осуществления контроля за его использованием. Согласно пункту 1.2 Положения о передаче имущества в безвозмездное пользование в безвозмездное пользование может быть передано движимое (за исключением средств местного бюджета и ценных бумаг) и недвижимое муниципальное имущество, включенное в установленном порядке в реестр муниципального имущества. В пункте 2.2.6 указанного Положения предусмотрено, что без проведения торгов муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование лицам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно в области здравоохранения, в порядке, предусмотренном
Постановление № 13АП-9137/2022 от 18.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
30.10.2020 № 1037-РК) о передаче в безвозмездное пользование Объектов СПб ГБУК «Театр «Суббота» в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции для использования в уставных целях. На основании указанных распоряжений между Комитетом и СПб ГБУК «Театр «Суббота» заключен договор безвозмездного пользования от 26.11.2020 № 03-Б633730. Пунктом 2.2.13 договора предусмотрена возможность передачи прав в отношении объектов третьим лицам. ЧОУ «Школа Экспресс» и СПб ГБУК «Театр «Суббота» имеют равные права на получение во владение/пользование без проведения торгов государственного имущества по исключениям, предусмотренным статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом признается некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Являясь некоммерческими организациями, но при этом, получая доход от уставной деятельности, и ЧОУ «Школа Экспресс» и СПб ГБУК «Театр «Суббота» являются хозяйствующими субъектами. Как следует из письма Федеральной антимонопольной службы от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения
Постановление № А56-69873/2021 от 17.08.2022 АС Северо-Западного округа
некоммерческая организация на основании статей 572 и 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) безвозмездно передала, а электросетевая организация приняла объекты электросетевого хозяйства (далее – Электросети) в соответствии с перечнем электросетей, поименованным в приложении № 1 на условиях, предусмотренных в Договоре. Договор заключен в рамках реализации Общероссийской программы «Энергия – людям», в целях развития и модернизации энергетической инфраструктуры садоводческих некоммерческих объединений граждан (пункт 1.1 Договора). Комплектность, количество, место нахождения и иные характеристики передаваемых электросетей определяются приложением № 1 к Договору, однолинейной схемой электрических сетей, актом разграничения балансовой принадлежности и актом разграничения эксплуатационной ответственности (пункт 1.3 Договора). В силу пункта 2.1.1 Договора некоммерческая организация обязалась передать Компании электросети надлежащего качества по акту приема-передачи (приложение № 2). Право собственности Компании на электросети возникает с момента подписания акта приема-передачи. Согласно пунктам 2.1.2, 2.1.3 некоммерческая организация обязалась передать Компании имеющуюся техническую документацию, включая технические паспорта на электросети и входящее в их
Решение № 3А-211/2015 от 14.09.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)
при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а именно в области здравоохранения, противоречит пункту 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ и ограничивает права административного истца, являющегося социально ориентированной некоммерческой организацией, на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование. Доводы представителя административного ответчика о том, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом для осуществления предоставленных органу местного самоуправления полномочий, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ на орган местного самоуправления обязанность по передаче имущества в безвозмездное пользование, в том числе социально-ориентированным некоммерческим организациям, в безусловном порядке не возложена, не свидетельствуют о законности Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование в оспариваемой части. Пунктом 1 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Пунктом 7 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №
Решение № 3А-24/2017 от 26.06.2017 Кировского областного суда (Кировская область)
- Симонову Т.А., установил: некоммерческое партнерство «Спортивно оздоровительный центр» (далее - НП «СОЦ», административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Кировской городской Думе о признании недействующим Решения Кировской городской Думы № 52/10 от 26.10.2016 о внесении изменений в Положение о порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование в части отказа по мотивам задолженности по арендной плате. В обоснование доводов указало, что внесение оспариваемым решением изменений в «Положение о порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование», утвержденное решением Кировской городской Думы от 27.02.2013 № 11/8 (далее - Положение) привело к утрате административным истцом и иными некоммерческими организациями возможности получения имущественной поддержки, предусмотренной указанным Положением и статьей 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Возникшая задолженность по арендной плате обусловлена запретом Устава организации заниматься коммерческой деятельностью, т.е. иметь доход, позволяющий платить арендную плату. С учетом последующих уточнений административный истец просил Решение Кировской городской Думы № 52/10
Решение № 3А-173/17 от 29.08.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)
порядку принятия и введения его в действие, данный нормативный правовой акт в оспариваемой части является действующим. Вместе с тем, проверяя содержание оспариваемой правовой нормы Положения, суд приходит к выводу, что в данной части нормативный правовой акт Пермской городской Думы противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Как следует из Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, разделом 2 Положения установлены основания и условия передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование. Так, без проведения торгов муниципальное имущество может быть передано таким категориям ссудополучателей, как социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими видов деятельности в области здравоохранения (пункт 2.2.6); а также иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством в сфере защиты конкуренции (пункт 2.2.7). При этом вопрос передачи муниципального имущества по пункту 2.2.6 Положения рассматривается департаментом имущественных отношений администрации города Перми в течение 30 дней со дня регистрации заявки (раздел 3 Положения), а вопрос передачи муниципального имущества