ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Экспертиза при дополнительных мероприятиях налогового контроля - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"
касающиеся налогообложения и сборов (статья 7 Кодекса). Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля <1> может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы. -------------------------------- <1> Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса и согласно настоящим Рекомендациям. Цель проведения мероприятий налогового контроля соответствует цели проведения налогового контроля (целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах). 1.3. При проведении мероприятий налогового контроля должностные лица налоговых органов руководствуются Кодексом, иными нормативными правовыми актами, настоящими рекомендациями, а также иными методическими документами ФНС России. 1.4. Настоящие рекомендации не распространяются на следующие
Определение № 310-КГ15-16359 от 14.12.2015 Верховного Суда РФ
общества направлено требование № 15 об истребовании документов. Изучив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что проведение дополнительных мероприятий связано с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), допроса свидетелей в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса и проведения почерковедческой экспертизы в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса, о чем указано в оспариваемом решении инспекции. Таким образом, с учетом положений пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса суды пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля , которое было направлено на обеспечение достоверности результатов проверки. Оценив полно и всесторонне доказательства, представленные сторонами, установив фактические обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля оформлено инспекцией в соответствии с требованиями налогового законодательства и прав налогоплательщика не нарушает. Кроме того, судами учтено, что налогоплательщик,
Постановление № 13АП-5503/2022 от 16.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
письмом с уведомлением от 07.06.2017 № 10-54/05054. Об отводе эксперту, о назначении эксперта из числа указанных налогоплательщиком лиц, о постановке дополнительных вопросов, ни законный представитель Общества, ни уполномоченный представитель Общества, действующий по доверенности, не заявляли. Общество 14.07.2017 было ознакомлено с заключением эксперта в связи с тем, что налоговым органом данное заключение было получено 12.07.2017, т.е. после вынесения и вручения налогоплательщику обжалуемого решения. Согласно пункту 6 статьи 101 НК РФ экспертиза налоговым органом может проводиться и в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля , а также на этапе апелляционного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Привлечение эксперта и назначение экспертизы в порядке, установленном статьей 95 НК РФ, должно быть реализовано в рамках процедур налогового контроля, т.е. данные обстоятельства должны быть отражены в решении налогового органа. Как следует из материалов налоговой проверки, Постановления о назначении почерковедчеекой экспертизы от 07.06.2014 № 1-14 вынесены Инспекцией в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому экспертное заключение
Постановление № А17-1642/13 от 25.07.2016 АС Ивановской области
для государственных и муниципальных нужд», что подтверждается материалами производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и судебными актами в отношении должностного лица Управления. Следовательно, Отчет от 30.07.2012 и Отчет от 06.12.2012 не могли учитываться Управлением при вынесении решения, что не было оценено судом первой инстанции. Фактически Отчет от 06.12.2012 является дополнительным, а не отчетом по повторной экспертизе. Управление в суде первой инстанции настаивало, что Отчет от 06.12.2012 получен в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля , тогда как из решения налогового органа, в котором описываются все мероприятия дополнительного налогового контроля, не следует, что Отчет об оценке от 06.12.2012 относится к материалам именно этой стадии налогового контроля. То есть Отчет от 06.12.2012 получен не в связи с проведением налогового контроля, что противоречит статьям 31, 82, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому указанный отчет не мог использоваться Управлением при вынесении оспариваемого
Постановление № А65-19985/14 от 23.03.2015 АС Республики Татарстан
с их проведением срока рассмотрения материалов проверки, было продлено до 30.12.2013 , экспертиза же была проведена 10.01.2014 Таким образом, в нарушение п.6 ст.101 НК РФ почерковедческая экспертиза была проведена уже по истечении срока, установленного НК РФ для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом никаких иных решений о продлении срока проведения дополнительных мероприятий и о продлении срока рассмотрения материалов проверки 30.12.2013 вынесено налоговым органом не было. В качестве причины проведения экспертизы за пределами срока осуществления дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган в ходе судебного разбирательства указал на непредставление заявителем в адрес налогового органа подлинников документов по сделкам с ООО «СтройЦентрСити» и ООО «АлРос» по требованию о представлении документов от 09.12.2013 № 22712. Однако в данном требовании в абз.1 на стр.2 указывается на представление всех истребуемых документов именно в виде надлежащим образом заверенных копий. Данное требование было исполнено заявителем, что подтверждается письмом заявителя от 23.12.2013 № 93, направленное в адрес
Апелляционное определение № 33-7610/2014 от 02.09.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
истребования документов у этого банка в течение 10 месяцев в рамках выездной налоговой проверки. Проверяющие вообще не ис­требовали документы у данного банка в период проверки. Налоговому органу не дано право выявлять новые правонарушения, не зафиксированные в акте. Назначение и проведение экспертизы подписей ФИО6, ФИО7 и опрос свидетелей незаконно, т.к. налоговый орган не указал относимость экспертиз и опроса к выявлению налоговой базы и не представил причины невозможности осуществления данных действий в рамках выездной налоговой проверки. В обоснование требований о незаконности действия (бездействия) налогового органа по не предоставлению возможности ознакомления ее с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля , основанных на Решении № от 30.10.2013г. указала, что до повторного рассмотрения материалов проверки (до 29.11.13г.), в нарушении абз.2 п.2 ст. 101 НК и приложения № к Письму от ДД.ММ.ГГГГ N СА-4-9/14460@, налоговый Орган не ознакомил ее с материалами дополнительных мероприятий по налоговому контролю. Срок на ознакомление с материалами по дополнительным мероприятиям налогового контроля