исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что повторном рассмотрении дела не выяснено, предполагалась ли рубка деревьев проектом освоения лесов ,нарушены ли сроки ее проведения. Общество не согласно с выводами судов о том, что проводилась не натурная проверка применительно к части 2.8 Методических рекомендаций по проведению государственнойинвентаризациилесов , утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472 (далее - Методические рекомендации), а иная проверка, применительно к пунктам 2 и 3 части 2.7 Методических рекомендаций, акт натурной проверки по форме Приложения 24 к Методическим рекомендациям не оставлялся и не должен был составляться. Общество также не согласно с выводами судов и о том, что требования Порядка осмотра лесосеки, утвержденные Приказом Минприроды России о т 27.06.2016 № 367 не должны применяться, так
Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2021, иск удовлетворен. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комбинат, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что судами применена утратившая силу редакция Методических рекомендаций по проведению государственнойинвентаризациилесов , утвержденная Приказом Рослесхоза от 10.11.2011 №472 ( в редакции №2 от 07.05.2013), в связи с чем принятый судами размер значительно завышен. Согласно отчета об использовании лесов, находящегося в материалах дела, рубка производилась в 2017 году, в связи с чем при расчете ущерба следовало применять коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 №1350. В нарушение статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами приняты как надлежащие доказательства по делу акт о лесонарушении
выполнило работы по устройству и содержанию дорог, поскольку боковые канавы, служащие для осушения земляного полотна проезжей части, сданы Обществом как минерализованные полосы. В части работ по рубкам ухода в молодняках специалист ФИО2 пояснил, что запланированные Обществом в проекте рубок ухода па 2013 год работы по осветлению выполнены им без соблюдения проектируемой характеристики насаждений, что влечет преобладание мягколиствеиных пород, мешающих росту хвойных пород. Согласно частям 1, 2, 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Государственная инвентаризация лесов проводится, в том числе, в целях оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства №207 от 06.06.11 (далее -
более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины. Для проверки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик проводится государственная инвентаризация лесов (часть 1 статьи 90 ЛК РФ). Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 90 ЛК РФ). Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472 утверждены методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов (далее – Методические рекомендации). Согласно разделу III Методических рекомендаций под дистанционным мониторингом использования лесов подразумевается систематическое слежение за состоянием использования лесов с целью своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих
к землям лесного фонда, помимо сведений, содержащихся в ЕГРН, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, а также заключения ФГБУ «Рослесинфорг», составленные на основании данных ГЛР и сведений о местоположении границ лесничеств. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 № 1021-р основными целями деятельности ФГБУ «Рослесинфорг» являются: государственная инвентаризация лесов , в том числе дистанционный мониторинг использования лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; учет древесины, информации о сделках с ней, эксплуатация единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней; проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса; определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков; информационные услуги в области лесных отношений. В соответствии с п. 3.3.2 Устава ФГБУ «Рослесинфорг», размещенного в
связи с чем площадь выполненных мероприятий составила 5,8 га и 7,4 га соответственно. Таким образом, факт ненадлежащего выполнения арендатором мероприятий по лесовосстановлению на лесном участке подтверждается представленными доказательствами, ответчиком не опровергнут. Возражая относительно требований Министерства, ответчик ссылался на недопустимость признания акта натурного осмотра лесного участка от 02.08.2022 № 72 в качестве надлежащего доказательства по делу. Между тем указанные возражения судом правомерно отклонены. В соответствии с частью 1 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой систему мероприятий по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушений законодательства, анализу качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов, использованию лесов, а также по анализу, оценке и прогнозу изменения состояния лесов в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства. Для достижения указанных целей проводятся следующие мероприятия: а) оценка состояния лесов, их количественных и качественных характеристик; б) анализ
13 договора является основанием для начисления неустойки (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения). Довод ООО «ОХОТНИЧЬЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО» о том, что представитель ответчика не присутствовал при проведении проверки государственной инвентаризации лесов, в связи с чем, акт натурного обследования лесного участка № 72 от 02.08.2022 не может быть достоверным и допустимым доказательством по делу, суд отклоняет по следующим мотивам. В соответствии с частью 1 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) государственная инвентаризация лесов представляет собой систему мероприятий по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушений законодательства, анализу качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов, использованию лесов, а также по анализу, оценке и прогнозу изменения состояния лесов в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства. Частями 4, 5 настоящей статьи установлено, что государственная инвентаризация лесов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным
нарушений лесного законодательства, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки в деятельности ГПКК «Красноярское управление лесами» были установлены нарушения исполнения законодательства о лесопользовании. ДД.ММ.ГГГГ между ГПКК «Красноярское управление лесами» и <данные изъяты> заключен государственный контракт № на выполнение комплекса работ по защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на территории <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «<данные изъяты>» на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № «Выполнение работ по государственной инвентаризации лесов» проведена государственная инвентаризация лесов , в том числе на территории <адрес>, по результатам которой выявлены факты невыполнения ГПКК «Красноярское управление лесами» мероприятий по защите, воспроизводству лесов, обязанность по выполнению которых предусмотрена государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчиком фактически не проведены мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализации поверхности почвы в квартале <адрес> на площади 2,20 га., отчетная площадь выполнения мероприятий на указанном лесном участке составляет 2,20 га. Кроме этого, в нарушение заключенного между ГПКК «Красноярское управление лесами»
Куйтунскому лесничеству. 24.12.2019 в Куйтунское лесничество от ИП КФХ ФИО1 поступила лесная декларация № 1 от 24.12.2019 в рамках указанного выше договора, согласно которой индивидуальный предприниматель заявил об использовании леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Техучасток № 4, в числе которых был заявлен квартал 4 выдел 10 лесосека 1, общей площадью 1,1 га (л.д. 33-35). В соответствии со ст. 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Государственная инвентаризация лесов проводится в том числе в целях информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами. Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной