ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инфраструктура национальной платежной системы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Указание Банка России от 07.05.2018 N 4793-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 9 июня 2012 года N 382-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2018 N 51411)
средствах информационной инфраструктуры платежной системы, используемых при осуществлении переводов денежных средств, типы которых определяются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. КонсультантПлюс: примечание. Абз. 6 пп. 1.9 п. 1 вступает в силу с 01.01.2031. В целях обеспечения надежности и бесперебойности функционирования информационной инфраструктуры платежной системы и ее устойчивости от внешних воздействий оператору национально значимой платежной системы в правилах платежной системы следует определять долю технических средств информационной инфраструктуры национально значимой платежной системы , в которых обеспечивается использование СКЗИ, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, на основании требований, устанавливаемых Указанием Банка России от 25 июля 2014 года N 3342-У "О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной информационной инфраструктуры, для целей признания платежной системы национально значимой платежной системой", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 9 октября 2014 года N 34269. КонсультантПлюс: примечание. Абз. 7 пп. 1.9 п. 1 вступает в силу с 01.01.2024. Оператор по
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" (разработан Минэкономразвития РФ)
Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р. 3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий. 4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования. Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2012 - 2014 гг. станет создание международного финансового центра и формирование современной и эффективной Национальной платежной системы , осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", предусматривающей расширение сферы безналичного оборота и повышение устойчивости российского финансового сектора. Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития банковского сектора на период до 2015 года, разработанной Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в
Положение Банка России от 25.06.2021 N 760-П "О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2021 N 64395)
платежных услуг; выявления лучшей мировой и отечественной практики оказания платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры (включая вопросы управления рисками при их оказании) и факторов, препятствующих соответствию деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения лучшей мировой и отечественной практике, а также доведения лучшей практики до субъектов НПС; формирования рекомендаций Банка России по совершенствованию деятельности субъектов НПС и оказываемых ими платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры; формирования направлений совершенствования регулирования в НПС и осуществления надзора и наблюдения в НПС; взаимодействия с центральными банками и иными органами надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств; формирования информационно-аналитических материалов, в том числе для включения в состав годового отчета Банка России, использования в материалах общего обзора результатов наблюдения в НПС, обзора результатов наблюдения за значимыми платежными системами (далее - ЗПС); актуализации задач и повышения эффективности взаимодействия Банка России с субъектами НПС. Глава 3. Оценка деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения 3.1. Оценка осуществляется
Положение Банка России от 18.12.2019 N 705-П "О порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, а также операторами иностранных платежных систем требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2020 N 57280)
России операторами платежных систем, а также международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки. 4.2. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. 4.3. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение Банка России от 16 апреля 2018 года N 640-П "О порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе " и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России", зарегистрированное Министерством Юстиции Российской Федерации 20 августа 2018 года N 51933. Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С.НАБИУЛЛИНА ------------------------------------------------------------------
Письмо Банка России от 29.06.2012 N 94-Т "О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"
документа Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка", принятого в апреле 2012 года. Документ на английском языке (Committee on Payment and Settlement Systems "Principles for Financial Market Infrastructures", April 2012) доступен на сайте Банка международных расчетов (www.bis.org/publ/cpss101.htm). После внесения необходимых изменений в нормативную базу Банк России предполагает поэтапно начать предъявлять требования к значимым платежным системам на предмет их соответствия "Принципам для инфраструктур финансового рынка" и оценивать степень указанного соответствия в рамках осуществления Банком России деятельности по наблюдению в национальной платежной системе . При проведении указанной деятельности Банк России исходит из того, что наличие эффективных внутренних процедур оценки соблюдения "Принципов для инфраструктур финансового рынка" соответствует прежде всего интересам собственников, участников, клиентов и сотрудников самой инфраструктуры финансового рынка, и полагает, что все указанные стороны заинтересованы в том, чтобы принимаемые инфраструктурой финансового рынка риски не создавали угрозы для ее существования и бесперебойного функционирования, а также функционирования ее участников, клиентов
Постановление № А33-15133/2021 от 31.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
с п. 1 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС) национальная платежная система (НПС) - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы ). Главой 4 Закона о НПС предусмотрено, что Банк России ведет реестры субъектов НПС в соответствии с нормативными актами Банка России. Указанные реестры по видам субъектов НПС размещаются Банком России на его официальном сайте в сети «Интернет» https://cbr.ru/PSystem/registers/. Суд первой инстанции верно установил, что, поскольку ООО «Кэшдэй» не входит ни в один из реестров субъектов НПС, общество не могло быть участником расчетов между клиентами. Данное
Постановление № А40-229659/18 от 18.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда
требования. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего: - Ответчик-1 не связан условиями договора с оператором платежной системы Мастеркард и не может нести ответственность наряду с субъектами платежной системы. Ответчик не является оператором услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Мастеркард (письмо ООО «Мастеркард» в адрес АО «КОКК» от 28.11.2018г.); - Истец располагал сведениями о настройках системы переводов в собственных ATM устройствах, игнорировав рекомендации платежной системы Мастеркард об установке программ для мониторинга мошеннических операций; - оказываемые услуги истцу соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, в частности права клиента банка на отмену операции до момента наступления ее безотзывности согласно нормам ФЗ-161 от 27.06.2011г. «О национальной платежной системе ». Банкоматный сценарий соответствовал логике переводов, установленной платежной системой Мастеркард; - невозможность формирования ответчиком файлов платежного клиринга по отмененным держателем карт операциям перевода денежных средств вызвана обстоятельствами, находящимися вне зоны его контроля и ответственности. Вопреки доводам истца, суд первой инстанции
Решение № А10-755/14 от 05.05.2014 АС Республики Бурятия
средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определены требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Под национальной платежной системой понимается совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы ). В соответствии с пунктом 15 статьи 15 указанного закона платежная система должна иметь наименование, указанное в правилах платежной системы, содержащее слова «платежная система». Ни одна организация в Российской Федерации, за исключением организации, зарегистрированной в реестре операторов платежных систем, не может использовать в своем наименовании (фирменном наименовании) слова «платежная система» или иным образом указывать на осуществление деятельности оператора платежной системы. Операторы услуг платежной инфраструктуры, участники платежной системы вправе указывать на принадлежность к
Решение № 2А-2972/2021 от 12.10.2021 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
в рамках программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта». Карта «Пушкинская карта» может быть использована для оплаты билета (билетов) на посещение культурного мероприятия (культурных мероприятий), следовательно, средства субсидии, перечисляемые на указанную карту, являются целевыми. Оплата билетов мероприятий с использованием карты возможна только в устройствах терминального доступа, включенных в единый список терминальных устройств, а также возврата средств по ранее оплаченным билетам через платежную инфраструктуру национальной платежной системы . Совершение иных операций с использованием карты запрещено. Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. В соответствии со ст. 159.3 УК РФ мошенничество с использованием электронных средств платежа является уголовно наказуемым деянием. Вход на сайт свободный, не требующий предварительной регистрации и пароля; ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь. Данные обстоятельства подтверждаются копией акта проверки. Пункт 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010г. № 436-ФЗ
Решение № 2А-3973/2021 от 14.01.2022 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
в рамках программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта». Карта «Пушкинская карта» может быть использована для оплаты билета (билетов) на посещение культурного мероприятия (культурных мероприятий), следовательно, средства субсидии, перечисляемые на указанную карту, являются целевыми. Оплата билетов мероприятий с использованием карты возможна только в устройствах терминального доступа, включенных в единый список терминальных устройств, а также возврата средств по ранее оплаченным билетам через платежную инфраструктуру национальной платежной системы . Совершение иных операций с использованием карты запрещено. Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. В соответствии со ст. 159.3 УК РФ мошенничество с использованием электронных средств платежа является уголовно наказуемым деянием. Вход на сайт свободный, не требующий предварительной регистрации и пароля; ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь. Данные обстоятельства подтверждаются копией акта проверки. Пункт 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010
Решение № 2А-1902/202321И от 21.07.2023 Петродворцового районного суда (Город Санкт-Петербург)
для повышения доступности организаций культуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2021 №1357 (далее - Правила), субсидия предоставляется в целях повышения доступности организаций культуры для молодежи от 14 до 22 лет на посещение культурных мероприятий, организуемых организациями культуры. Согласно п. 4 Правил, для участия в программе «Пушкинская карта» благополучатель оформляет карту и проходит процедуру идентификации и (или) упрощенной идентификации оператором. Благополучатель использует карту для оплаты билета (билетов) на посещение мероприятия (мероприятий) с использованием платежной инфраструктуры национальной платежной системы . Оператор прекращает возможность использования карты с момента достижения благополучателем 22-летнего возраста. Оператор осуществляет перечисление на карту денежных средств в рамках реализации программы «Пушкинская карта» в размере стоимости билета (билетов) не позднее даты проведения расчетов с организацией культуры по купленному (купленным) билету (билетам). Исходя из положений п. 5 Правил, оператор обеспечивает организационно-технологическую возможность оплаты билетов на посещение мероприятий с использованием карты только в устройствах терминального доступа, включенных в единый список терминальных устройств, а
Решение № 14АВГУ от 14.08.2023 Приозерского городского суда (Ленинградская область)
использованием платежной инфраструктуры национальной платежной системы. Оператор осуществляет перечисление на карту денежных средств в рамках реализации программы "Пушкинская карта" в размере стоимости билета (билетов) не позднее даты проведения расчетов с организацией культуры по купленному (купленным) билету (билетам). Согласно п.5 Правил оператор обеспечивает организационно-технологическую возможность оплаты билетов на посещение мероприятий с использованием карты только в устройствах терминального доступа, включенных в единый список терминальных устройств, а также возврата средств по ранее оплаченным билетам через платежную инфраструктуру национальной платежной системы . Совершение иных операций с использованием карты запрещено. Таким образом, средства Пушкинской карты предназначены исключительно для оплаты посещения молодежью культурных мероприятий с целью развития просвещения среди лиц в возрасте от 14 до 22 лет и повышения доступности для них культурной среды. Вместе с тем, по вышеуказанному сетевому адресу содержится информация о способах нецелевого использования денежных средств на пушкинской карте, возможности их обналичивания для использования в личных целях, не связанных с посещениями молодежью культурных