ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Избрание главы муниципального образования конституционного суда - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.2021 N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 40 и пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в связи с жалобой граждан А.А. Афиногенова, В.А. Вольского и других"
муниципального образования осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий; при этом, если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования (часть 8.1-1 статьи 36 данного Федерального закона). Из последнего положения, равно как и из самой логики избрания представительным органом муниципального образования из своего состава главы муниципального образования, исполняющего полномочия его председателя, с учетом того, что осуществление полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должно основываться на мандате, полученном в установленном законом порядке, а срок этих полномочий должен, как правило, совпадать со сроком действия мандата (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 15-П), следует, что предполагается избрание такого главы муниципального образования представительным органом муниципального образования на срок полномочий последнего. В силу этого после
Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 N 275-О-О "По жалобе гражданина Шапошникова Александра Владиславовича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Следовательно, предполагается обязательность проведения выборов главы муниципального образования населением во всех случаях, когда решение об указанном изменении порядка избрания главы муниципального образования вступает в силу не ранее даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении очередных или досрочных выборов главы муниципального образования. 4. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли нормативный правовой акт Конституции Российской Федерации. Поскольку оспариваемое заявителем законоположение в системе ранее действовавшего и ныне действующего правового регулирования не содержит неопределенности и не может рассматриваться как нарушающее в процессе правоприменительной деятельности его конституционные права и свободы, данная
Апелляционное определение № 81-АПА19-16 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьей 1 Закона Кемеровской области № 94-03 предусмотрено, что представительные органы муниципальных районов избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Следовательно, безусловное право административных истцов, обладающих активным избирательным правом, на осуществление местного самоуправления по вопросу избрания главы муниципального образования (муниципального района, городского округа) гарантировано через избранные ими представительные органы местного самоуправления. Вопреки доводам апелляционных жалоб оспариваемая норма не противоречит и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в
Апелляционное определение № 81-АПА19-16 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьей 1 Закона Кемеровской области № 94-03 предусмотрено, что представительные органы муниципальных районов избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Следовательно, безусловное право административных истцов, обладающих активным избирательным правом, на осуществление местного самоуправления по вопросу избрания главы муниципального образования (муниципального района, городского округа) гарантировано через избранные ими представительные органы местного самоуправления. Вопреки доводам апелляционных жалоб оспариваемая норма не противоречит и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в
Решение № 3-350/15 от 11.08.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)
правовая позиция, высказанная Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше постановлении, таких выводов не содержит, касается толкования исключительного права муниципального образования самостоятельно определять организацию представительных органов местного самоуправления (т.е. вопросов, касающихся исполнения этими органами функций, возложенных на них законами и уставами муниципальных образований), срок полномочий представительных органов местного самоуправления и их депутатов, других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц 8 местного самоуправления и определения периодичности их выборов, а не порядка избрания главы муниципального образования. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации определением от 16 июня 1995 года № 67-0 отказал в принятии к рассмотрению запроса Московской областной Думы о толковании части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации и разъяснении того, что означает термин «структура органов местного самоуправления» и какой смысл вкладывается в положение Конституции Российской Федерации об определении структуры органов местного самоуправления населением «самостоятельно». В постановлениях Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 года № 13-П и от 18.05.201 1
Решение № 2А-92/2017 от 01.06.2017 Глушковского районного суда (Курская область)
о внесении изменений в закон Курской области («О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований»). Но эти изменения по неизвестным причинам не поступают в муниципальные образования и изменения в Устав никто не вносит. Таким образом, не внесены изменения в Устав муниципального образования поселка Глушково, и это не дало возможности Собранию депутатов определиться в выборе способа избрания Главы муниципального образования, что в свою очередь делает незаконным состоявшееся избрание Главы муниципального образования. О существовании вышеуказанных документов ему стало известно только после выборов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 1.12.2015 г. № 30-П указано о недопущении единственно возможного порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления Главы муниципального образования и ограничения возможностей в Уставе МО пос. Глушково. Определением от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчика привлечена Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должность Главы поселка Глушково Глушковского района Курской области. ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 уточнил требования административного иска и просил
Решение № 2А-3961/2017Г от 29.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
на прямых муниципальных выборах, что также соответствует ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Суд признает доводы административных истцов несостоятельными по следующим основаниям. То обстоятельство, что субъектом Российской Федерации принят закон, закрепляющий лишь один способ избрания глав муниципальных образований (в силу которой глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а не прямым голосованием на выборах, как того просят истцы), не свидетельствует о соответствии предложенного на референдум вопроса ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. В постановлениях Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 года N 13-П и от 18.05.2011 года N 9-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО6" выражена