ПИСЬМО от 16 февраля 2015 г. N ГД-4-3/2319@ О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 342.4 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу применения статьи 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в части применения коэффициента, характеризующего долю добытого газа горючего природного (за исключением попутного газа) в общем количестве газа горючего природного (за исключением попутного газа) и газового конденсата, добытых в истекшем налоговом периоде на участке недр, содержащем залежь углеводородного сырья (Дг), сообщает следующее. Согласно нормам статей 336, 337 Кодекса полезнымископаемым, подлежащим налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ ), признается добытое из недр полезное ископаемое, являющееся продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, а также первое по своему качеству соответствующее последовательно одному из стандартов (государственному стандарту, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, стандарту (техническим условиям) предприятия). КонсультантПлюс: примечание. Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 338 НК РФ
отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. К видам добытого полезного ископаемого, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 Кодекса, отнесено неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, и, в частности, песчано-гравийные смеси (далее - ПГС). На основании пункта 2 статьи 339 Кодекса количестводобытогополезногоископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено данной статьей. Как следует из обращений территориальных налоговых органов, налогоплательщики добывают ПГС в разрыхленном состоянии, не подвергая их измерениям. При этом количество добытой ПГС для целей НДПИ недропользователи определяют в плотном состоянии (в целике) на основании данных маркшейдерского учета, осуществляемого в соответствии с "Инструкцией по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом", утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 74, так как статьей
от условий поставки. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 340 Кодекса. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с вышеуказанным пунктом, к количеству реализованного добытогополезногоископаемого. При этом ограничения по определению стоимости единицы добытого полезного ископаемого, только с учетом количества полезного ископаемого, добытого в налоговом периоде (календарный месяц согласно статье 341 Кодекса), за который исчисляется НДПИ , и, соответственно, выручки от его реализации, Кодексом не установлено. Таким образом, при определении стоимости единицы добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ за конкретный налоговый период следует учитывать весь объем реализованного в конкретном налоговом периоде полезного ископаемого и всю выручку от его реализации, независимо от налогового периода фактической добычи реализованного полезного ископаемого. Указанная позиция с Минфином
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Кодекса количестводобытогополезногоископаемого определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье). Что касается вопроса учета фактических потерь полезных ископаемых, то фактические потери учитываются только при прямом методе как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений. Вместе с тем вышеуказанным Федеральным законом N 151-ФЗ предусмотрено, что налоговые льготы по НДПИ при добыче нефти на новых месторождениях и месторождениях
Федерации (далееНалоговый кодекс), в том числе за неуплату налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в виде штрафа в размере 14 873 рублей, доначислено 594 947 рублей НДПИ и пени. Основанием для доначисления НДПИ послужил вывод налогового органа об ошибочном исчислении налога в связи с учетом количествадобытого песка в плотном состоянии (целике) на основании данных маркшейдерского учета без учета коэффициента разрыхления, то есть без учета комплекса технологических операций по добыче полезногоископаемого из недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождений, что является нарушением требований пункта 7 статьи 339 Налогового кодекса. Не согласившись с решением инспекции в части доначисления НДПИ , общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что решение налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. Суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимости перерасчета
обществом реализована партия руды, являющаяся минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы (золото, серебро), при этом расчет цены партии руды был произведен налогоплательщиком с учетом количества извлекаемого золота и серебра в партии руды и цены за 1 грамм химически чистого золота (серебра) с учетом цен мирового рынка на дату заключения договора. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о формировании у налогоплательщика цены реализации химически чистого металла (золота, серебра), которая и подлежала применению при определении налогооблагаемой базы по НДПИ, тогда как общество при оценке стоимости единицы добытогополезногоископаемого за 2017 год необоснованно применило цены реализации химически чистого металла (золота, серебра), сложившиеся в 2013 году. Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерном использовании налогоплательщиком для целей исчисления НДПИ цены реализации чистого металла в слитках, имевшей место в предыдущих налоговых периодах (2013- 2104 годы). При этом апелляционный суд отметил, что добытая руда
- геологическое изучение месторождения с попутной добычей блочного камня, срок действия добычи блочного камня - до 31.12.2020. Для разработки месторождения габбро-диабазов общество разработало технический проект, которым утверждена схема добычи блочного камня. В соответствии с приказами об учетной политике общества на 2009 - 2010 гг. объектом налогообложения по НДПИ являются блоки из габбро-диабаза. Количестводобытогополезногоископаемого (блоков) определяется прямым методом (посредством замера в кубических метрах) на основании пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). В ходе налоговой проверки инспекция установила, что в нарушение пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса общество не исчисляло НДПИ с разницы между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, что повлекло за собой занижение НДПИ на 9 898 178 рублей. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что обществом не было допущено нарушений требований налогового законодательства, поскольку инспекцией не выявлено расхождений в части количества добытых обществом полезных
налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что количестводобытогополезногоископаемого, вне зависимости от применяемого для его определения метода, должно осуществляться с учетом указаний, предусмотренных пунктом 7 статьи 339 НК РФ. Как установлено судом первой инстанции, усматривается из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, учетной политикой, принятой Обществом в целях исчисления НДПИ , для определения количества добытого полезного ископаемого по месторождениям предусмотрено применение прямого метода (посредством применения измерительных средств и устройств) на основании данных маркшейдерского учета, осуществляемого в соответствии с Инструкцией по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003
полезных ископаемых и/или расположены в районе добычи полезных ископаемых. Установив, что добываемая и реализуемая обществом продукция соответствует стандарту качества «ГОСТ 8267-93 Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что обществу для целей налогообложения в качестве полезного ископаемого следует учитывать не строительный камень, а щебень, как конечный продукт разработки месторождения. Общество считает, что инспекцией неверно определено количестводобытогополезногоископаемого и его стоимость (то есть налоговая база по НДПИ ). По мнению общества, за количество добытого полезного ископаемого следует принимать не объем извлеченной из карьера горной массы (строительного камня), а объем добытого (полученного) щебня, который всегда будет меньше объема добытого строительного камня (показатели за январь - март 2021 г. приведены в таблице на стр. 5 апелляционной жалобы, а также в справках-расчетах, представленных в дело в электронном виде 08.02.2022). Согласно статье 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком
также штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога на доходы физических лиц в размере 735 262 рублей 40 копеек Налогоплательщику доначислен НДПИ в сумме 1 746 202 рубля, а также пени за несвоевременную уплату НДПИ в сумме 411 910 рублей 36 копеек. По мнению налогового органа: - общество неверно определяло стоимость единицы добытого полезного ископаемого; - общество неверно определяло количестводобытогополезногоископаемого, подлежащего налогообложению НДПИ (без учета фактических потерь полезного ископаемого при добыче). Указанное решение налогового органа общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган - УФНС по РХ. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением принято решение № 65 от 18.05.2016, которым отменено решение налогового органа в части взыскания штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц в размере 367 631 рубля 20 копеек. В остальной
январь 2006 года, в которой указало количество добытого полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке 8% 593.060 тысяч тонн, а, также количество полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке 0 процентов, в размере 106.14 тысяч тонн, и подлежащий уплате в бюджет НДПИ в размере 3 415 784 рублей. 29.03.2006 общество представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДПИ за февраль 2006 года, в которой указало количестводобытогополезногоископаемого, облагаемого по налоговой ставке 8 процентов, в размере 561.3 тысяч тонн, и подлежащий уплате в бюджет НДПИ в размере 5 388 480 рублей. 25.12.2006 общество представило в налоговый орган первую уточненную налоговую декларацию по НДПИ за февраль 2006 года, в которой указало количество добытого полезного ископаемого 561. 3 тысяч тонн, налоговую ставку 8 процентов и подлежащий уплате налог в размере 5 388 480 рублей. 15.02.2007 общество представило в налоговый орган вторую уточненную налоговую декларацию по НДПИ за февраль 2006 года, в
а количество потерь полезного ископаемого в химически чистом металле, то есть использовало несопоставимые показатели, а также завышало нормативы технологических потерь. Инспекция установила, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса в налоговых периодах 2010-2012 годов фактические эксплуатационные и технологические потери превысили утвержденные нормативы эксплуатационных и технологических потерь. В связи с этим инспекция признала, что заявителем занижено количестводобытогополезногоископаемого для целей налогообложения и соответственно занижена налоговая база для исчисления налога на стоимость сверхнормативных потерь. Решение от 26.12.2013 №20 инспекция за указанные нарушения доначислила обществу 5 389 766 рублей НДПИ , 1 308 959 рублей 53 копейки пеней и привлекла к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 284 642 рублей 76 копеек. Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя было принято решение от 04.04.2014 №2.12-15/05214, которым жалоба удовлетворена частично, решение инспекции от 26.12.2013 №20 изменено, в
полезного ископаемого учитываются при определении количествадобытогополезногоископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений. Согласно протоколу №7 об административном правонарушении от 04 февраля 2019 года в отношении должностного лица ФИО1, осуществляющей деятельность в АО «Булгарнефть», расположенном по адресу: <адрес>, ФИО1, являясь уполномоченным представителем АО «Булгарнефть» в налоговых правоотношениях по доверенности № 6 от 01 марта 2016 года, не исполнила требование налогового органа № 2.7-0-40/60837 от 11 сентября 2018 года, направленного по телекоммуникационным каналам связи, о предоставлении в срок не позднее 26 сентября 2018 года месячного геологического отчета и итогов месячного геологического отчета (сводный месячный эксплуатационный рапорт) за июль 2018 года, актов снятия натуральных остатков нефти за июль 2018 года, акта приема-передачи сырой нефти за июль 2018 года. Согласно выписке из Положения об учетной политике АО «Булгарнефть» на 2018 год налоговой базой по НДПИ является масса подготовленной товарной нефти,
ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количествадобытогополезногоископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений. Согласно протоколу об административном правонарушении от 04 февраля 2019года в отношении должностного лица ФИО1, осуществляющей деятельность в АО «Булгарнефть», расположенном по адресу: ..................., ФИО1, являясь уполномоченным представителем АО «Булгарнефть» в налоговых правоотношениях по доверенности № .................. от 01 марта 2016года, не исполнила требование налогового органа №.................. от 20 июля 2018года, направленного по телекоммуникационным каналам связи, о предоставлении в срок не позднее 06 августа 2018 года месячного геологического отчета и итогов месячного геологического отчета (сводный месячный эксплуатационный рапорт) за май 2018 года, актов снятия натуральных остатков нефти за май 2018 года, акта приема-передачи сырой нефти за май 2018 года. Согласно выписке из Положения об учетной политике АО «Булгарнефть» на 2018 год налоговой базой по НДПИ является масса подготовленной товарной нефти, значение которой (в
потери полезного ископаемого учитываются при определении количествадобытогополезногоископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений. Согласно протоколу об административном правонарушении от 04 февраля 2019 года в отношении должностного лица ФИО1, осуществляющей деятельность в АО «Булгарнефть», расположенном по адресу: ................., ФИО1, являясь уполномоченным представителем АО «Булгарнефть» в налоговых правоотношениях по доверенности № .................. от 01 марта 2016 года, не исполнила требование налогового органа № .................. от 22 июня 2018 года, направленного по телекоммуникационным каналам связи, о предоставлении в срок не позднее 06 июля 2018 года месячного геологического отчета и итогов месячного геологического отчета (сводный месячный эксплуатационный рапорт) за апрель 2018 года, актов снятия натуральных остатков нефти за апрель 2018 года, акта приема-передачи сырой нефти за апрель 2018 года. Согласно выписке из Положения об учетной политике АО «Булгарнефть» на 2018 год налоговой базой по НДПИ является масса подготовленной товарной нефти, значение
стабилизированной, попутного газа и газа природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. В содержательной части формы 1 – ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья» и формы 1 – натура «Сведения о производстве и отгрузке продукции» отражены физические показатели объемов полезных ископаемых, которые фактически добываются организацией, что позволяет установить конкретные объемы добытого углеводородного сырья, а соответственно определить полноту налоговой базы по добыче полезных ископаемых. Учитывая изложенное, истребованные в ходе проведения камеральной налоговой проверки документы имеют отношение к исчислению и уплате налога, так как на их основе можно определить расчетное количество полезногоископаемого (нефти и попутного газа), и, соответственно, проверить правильность исчисления налога на добычу полезных ископаемых и осуществить контроль за полнотой отражения налоговой базы по добытым полезным ископаемым в декларации по НДПИ . При таких обстоятельствах действия Инспекции федеральной налоговой службы по г. Томску по истребованию
полезного ископаемого учитываются при определении количествадобытогополезногоископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений. Согласно протоколу №6 об административном правонарушении от 04 февраля 2019 года в отношении должностного лица ФИО1, осуществляющей деятельность в АО «Булгарнефть», расположенном по адресу: <адрес>, ФИО1, являясь уполномоченным представителем АО «Булгарнефть» в налоговых правоотношениях по доверенности № 6 от 01 марта 2016 года, не исполнила требование налогового органа № 2.7-0-40/60491 от 24 августа 2018 года, направленного по телекоммуникационным каналам связи, о предоставлении в срок не позднее 11 сентября 2018 года месячного геологического отчета и итогов месячного геологического отчета (сводный месячный эксплуатационный рапорт) за июнь 2018 года, актов снятия натуральных остатков нефти за июнь 2018 года, акта приема-передачи сырой нефти за июнь 2018 года. Согласно выписке из Положения об учетной политике АО «Булгарнефть» на 2018 год налоговой базой по НДПИ является масса подготовленной товарной нефти,