Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения. Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов. В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует
Статья 117. Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионныйхарактер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебнойэкспертизы (ст. 200 УПК РФ). Судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (ст. 201 УПК РФ). О назначении комиссионной или комплексной судебной экспертизы выносится постановление (приложения 118, 119 к ст. 476 УПК РФ). Получение образцов для сравнительного исследования
соблюден. В статье 9 Федерального закона № 73-ФЗ судебная экспертиза определяется как предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (абзац седьмой). Из положений статей 19-23 названного закона следует, что в государственных судебно-экспертных учреждениях экспертизы могут проводиться как одним экспертом, так и несколькими экспертами одной или нескольких специальностей, то есть комиссией экспертов. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения (часть вторая статьи 21). Аналогичное положение содержится в части первой статьи 200 УПК РФ. При этом статья 23 Федерального закона № 73-ФЗ, определяя условия и порядок проведения комиссионной экспертизы экспертами разных специальностей, не исключает возможность проведения комплексной экспертизы одним экспертом, обладающим необходимыми экспертными компетенциями и специальными знаниями в разных областях (специальностях). Статья 201 УПК РФ содержит специальные нормы процессуального закона относительно организации
в форме публичной оферты, следует, что в сферу действия данного Закона подпадает оценка имущества с целью совершения с ним сделок. Следовательно, оценка имущества, проведенная государственным экспертным учреждением в рамках судебной экспертизы, назначенной для установления обстоятельств по арбитражному делу, не подпадает в сферу действия Закона об оценочной деятельности. В силу ст. 21 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности в РФ комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения. Поручениями и.о. начальника ГУ Краснодарская ЛСЭ МЮ РФ от 18.11.2009г. и от 13.05.2010г. проведение судебной строительно-технической и судебно-экономической экспертизы поручено государственным судебным экспертам ФИО14 и ФИО17, что не противоречит требованиям ч.1 ст.83, ст.85 АПК РФ. В соответствии со ст.25 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания
от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об экспертной деятельности), руководитель государственного судебно-экспертного учреждения по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручает ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы; предупреждает экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При этом как следует из статьи 21 Закона об экспертной деятельности комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно- экспертного учреждения, исходя из того, какой объем знаний требуется для ответов на поставленные вопросы, и специализации экспертов. Таким образом, проведение экспертизы двумя экспертами, назначенными руководителем федерального бюджетного учреждения Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, которому судом было поручено проведение экспертизы, не противоречит действующему законодательству. Коллегия судей отмечает, что, как правильно обращено внимание предпринимателем, ТУ 4863-001-71759668-2007 являются единственным документом, который
быть проведена экспертиза. Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения или иными экспертами, которым она поручена судом (часть 1 статьи 79 названного кодекса). Исходя из положений части 1 статьи 80 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, комиссионная экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами, обладающими специальными познаниями в одной и той же области знания. Комиссионный характер экспертизы определяется судом. Силу положений статьи 21 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения. При этом названные положения не распространяются на судебно-экспертную деятельность лиц, обладающих специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (статья 41 названного закона). Анализируя приведенные выше положения, судебная коллегия приходит к выводу, что комиссионный характер судебной экспертизы может быть определен судом либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения. Однако, в отсутствие к тому правовых оснований, по настоящему