ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Мораторий на земли сельскохозяйственного назначения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А20-3058/2022 от 23.08.2023 АС Северо-Кавказского округа
Закона № 101-ФЗ при решении вопроса о предоставлении заинтересованным лицам земельного участка в собственность. Согласно статье 3 Закона № 23-РЗ (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 № 67-РЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной (то есть в федеральной собственности и в собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу данного Закона (06.11.2004). Следовательно, субъектом Российской Федерации установлен мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения , направленный на защиту государственной и муниципальной собственности на землю соответствующей категории. Таким образом, оспариваемое заявителем решение администрации соответствует закону. При этом установленный Законом № 23-РЗ мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает предпринимателя возможности оформить право аренды на земельный участок сельскохозяйственного назначения для целей эксплуатации принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости. Довод заявителя о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, апелляционным судом отклонен. Закон № 23-РЗ регулирует
Постановление № А15-429/2022 от 31.08.2023 АС Северо-Кавказского округа
доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о недействительности (в силу ничтожности) договора купли-продажи от 09.12.2009 № 289/2 земельного участка с кадастровым номером 05:01:000211:0001 как заключенного в нарушение положений Закона № 101-ФЗ и Закона № 46. Нормы Закона № 46 регулируют порядок оборота, в том числе, приватизации, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Дагестан и в собственности муниципальных образований (статьи 1, 6). Норм, касающихся моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения , находящихся в собственности Российской Федерации, данный закон не содержит. Поэтому право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 05:01:000211:1 возникло на законных основаниях. Также договор заключался в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) земельным участком в соответствии с положениями Закона № 137-ФЗ. Закон № 46 регулирует вопросы первичного предоставления земельных участков, но не вопросы переоформления прав на такие участки. Кроме того, управление Росимущества, заключавшее договор купли-продажи, исполнившее его, и являвшееся единственным
Постановление № А36-7705/2022 от 06.12.2023 АС Центрального округа
Согласно статье 5 Закона № 81-ОЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области осуществляется на возмездной основе с 1 января 2029 года, кроме случаев предоставления земельных участков для размещения производственных объектов сельскохозяйственного назначения, приватизация которых осуществляется с 1 сентября 2005 года. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.03.2023 № 310-ЭС22-22518 по делу № А36-8482/2021, установленный Законом № 81-ОЗ мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает общество возможности продолжать использовать спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения на праве аренды. После прекращения моратория или в случае внесения изменений в Закон № 81-ОЗ, которыми могут быть предусмотрены исключения из общего правила о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, общество будет вправе приобрести участки в собственность. В рассматриваемом случае, достоверно установив факт использования обществом спорного земельного участка, тем не менее, учитывая вышеприведенные нормы права, суды двух инстанций пришли к обоснованному
Кассационное определение № 88А-12095/2023 от 21.12.2023 Пятого кассационного суда общей юрисдикции
действий по государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером № было приостановлено без наличия достаточных оснований, необоснованными, поскольку ФИО1 о своих правах на земельный участок под принадлежащим ему объектом строительства, в площади, необходимой для его использования, не заявлял, при этом принадлежность объекта недвижимости на праве собственности, находящегося на земельном участке площадью № кв.м, не порождает у него безусловного права собственности на земельный участок в этой площади; установленный Законом республики мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает заинтересованного лица возможности продолжать использовать спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения на праве аренды после прекращения моратория вправе приобрести участок в собственность. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права. Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В соответствии с