ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Муниципальный контроль использования земель по назначению - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А79-8550/20 от 17.01.2022 Верховного Суда РФ
земельного контроля и общественного контроля. Из статьи 72 Земельного кодекса следует, что государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему публичного контроля за соблюдением требований земельного законодательства. Документы муниципального земельного контроля являются одним из доказательств соблюдения или несоблюдения землепользователем требований земельного законодательства, в том числе использования земельного участка в соответствии с целями его предоставления. Отсутствие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения – это одно из условий для приобретения такого участка арендатором в собственность (новую аренду) без торгов. Данное условие, введенное Федеральным законом от 03.07.2016 № 336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения », было направлено на то, чтобы не требовать от арендатора, сельскохозяйственной организации, доказательств, подтверждающих использование участка в сельскохозяйственных целях, поскольку добросовестность и разумность действий участников гражданского оборота предполагаются. По общему
Постановление № А55-25661/19 от 01.06.2020 АС Самарской области
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки, поименованные в оспариваемых постановлениях с указанием кадастровых номеров относится к категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства. По результатам выезда на земельный участок органом муниципального земельного контроля установлено, что спорные земельные участки используется ООО «Татнефть-Самара» для эксплуатации промышленных объектов, в том числе для размещения скважин на основании договоров аренды земельного участка. Соответствующие фотоматериалы представлены административным органом в материалы дела. Фактическое использование земельного участка ООО «Татнефть-Самара» для эксплуатации промышленных объектов, в том числе для размещения скважин подтверждено при рассмотрении дела об административном правонарушении. В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 г., который гласит, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона). Следовательно, повышенные требования к
Постановление № А65-28519/15 от 25.04.2016 АС Республики Татарстан
и по поручению Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, контролю за сохранностью и эффективным использованием муниципального имущества, в том числе земельных участков. Основанием для возбуждения дела в отношении Палаты явилось предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 48191 кв.м. с кадастровым номером 16:02:050103:215 на основании распоряжения Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ от 26.11.2014 №2367 ООО «Полигон ТБО». Договором №У-1-РТ:01:01:00053 указанный земельный участок предоставлен ООО «Полигон ТБО» в аренду. По мнению УФАС России по РТ использование ООО «Полигон ТБО» данного земельного участка для сбора и обработки отходов без перевода в надлежащую категорию нарушает требования законодательства РФ, в том числе антимонопольного законодательства, поскольку ООО «Полигон ТБО» использует земельный участок не по целевому назначению, во избежание процедур согласования перевода в надлежащую категорию, а также ставки арендных платежей за земли сельскохозяйственного назначения и за земли промышленности существенно отличаются. Суд первой инстанции правомерно данные выводы антимонопольного органа
Постановление № А65-4049/15 от 15.12.2015 АС Республики Татарстан
использованием и охраной земель на территории муниципального образования города Казани. Согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 № 504 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» функций по осуществлению муниципального земельного контроля», орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за порядком использования земельных участков: использованием земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, и самовольным занятием земельных участков; соблюдением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель сроков освоения земельных участков, установленных гражданским и земельным законодательством; использованием земель по целевому назначению и виду разрешенного использования; соблюдением арендаторами земельных участков условий договора аренды земельного участка; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; своевременным возвратом земель; выполнением в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный земельный контроль; предоставлением достоверных сведений о состоянии и использовании земель; исполнением иных требований законодательства по вопросам использования земель. На основании
Постановление № А07-32057/2021 от 01.08.2023 АС Уральского округа
право. Из статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему публичного контроля за соблюдением требований земельного законодательства. Документы муниципального земельного контроля являются одним из доказательств соблюдения или несоблюдения землепользователем требований земельного законодательства, в том числе использования земельного участка в соответствии с целями его предоставления. Отсутствие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения - это одно из условий для приобретения такого участка арендатором в собственность (новую аренду) без торгов. Данное условие, введенное Федеральным законом от 03.07.2016 № 336 - Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения », было направлено на то, чтобы не требовать от арендатора, сельскохозяйственной организации, доказательств, подтверждающих использование участка в сельскохозяйственных целях, поскольку добросовестность и разумность действий участников гражданского оборота предполагаются.
Постановление № А51-16975/14 от 17.02.2015 АС Дальневосточного округа
контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Апелляционная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, пришла к выводу о том, что возникшие между обществом и администрацией правоотношения не связаны с реализацией властных полномочий, носят гражданско-правовой характер и касаются использования конкретного имущества - земельного участка, переданного по договору аренды. Как следует из пункта 2 статьи 209, статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации собственник имущества, в том числе земельного участка, вправе предоставлять в аренду земельный участок свободный от прав третьих лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » (далее –
Решение № 12-192/20 от 21.12.2020 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)
соответствии с п. 3.1.7. Положения об Управлении земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа осуществляет функцию общего характера по осуществлению контроля за использованием по назначению, сохранностью и законностью продажи и иных сделок с муниципальным имуществом. Вместе с тем, исполнение возложенных на заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО2 должностных обязанностей по координированию и контролю работы Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа, которое исполняет функцию по контролю за муниципальным имуществом общего характера, не находится в причинно-следственной связи с использованием земельных участков с кадастровыми номерами 69:06:0000022:1762, 69:06:0000022:1761, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения для осуществления захоронения, что не соответствует их целевому назначению. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, функции администрации кладбищ в 2020 году выполняет Муниципальное бюджетное учреждение Вышневолоцкого городского округа «СТИКС». Организация работы по содержанию на территории Вышневолоцкого городского округа мест захоронения, организация ритуальных