и других особенностей должны быть разработаны необходимые противопожарные мероприятия, а также установлен контроль за выполнением требований пожарной безопасности при их подготовке и проведении. После принятия решения к месту проведения пожароопасных работ направляется сотрудник (работник) ДП ФПС ГПС для его осмотра и согласования работ. В процессе осмотра необходимо проверить выполнение противопожарных мероприятий, указанных в наряде-допуске, и, при необходимости, определить дополнительные меры пожарной безопасности, а также потребовать их выполнения. При отсутствии оформленного в установленном порядке наряда-допуска, проведении пожароопасныхработ с нарушениями требований пожарной безопасности представителем ДП ФПС ГПС в пределах предоставленных прав принимаются меры к пресечению нарушений и привлечению виновных к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством. 4.3. Обучение работников организаций мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре 4.3.1. Обучение персонала мерам пожарной безопасности в охраняемых организациях проводится в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" <26> и другими
РД 5.0241, РД 5.9822, ПОТ РМ-017, РД 5Р.ГКЛИ.3403-009. 485. Выполнение работ по расконсервации механизмов и оборудования с применением ЛВЖ и ГЖ относятся к особо опасным работам. Проведение их разрешается после оформления наряда-допуска (по форме Приложения N 13). Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасные работы при этом не отменяется. 486. Работы по приему топлива и масла на корабль относятся к особо опасным и для их проведения необходимо оформить наряд-допуск (по форме Приложения N 13). Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасныеработы при этом не отменяется. 487. Ответственный за прием топлива и масла на корабль обязан объявить по кораблю о начале бункеровочных операций, о запрете курения на расстоянии до 20 м от корабля и о выполнении других мероприятий, изложенных в соответствующих документах Заказчика. 488. Применение бензина на корабле ЗАПРЕЩАЕТСЯ, за исключением выполнения работ в соответствии с пунктами 396, 494 - 499 настоящих правил. При гуммировочных и формовочных работах 489. На
коммуникаций и строительных конструкций, когда эти работы невозможно проводить в специально отведенных для этой цели постоянных местах. 17.4 Огневые работы на временных местах выполняются по нарядам-допускам после проверки и выполнения разработанных организационно-технических мероприятий на соответствие требованиям норм и правил по пожаробезопасному их проведению. Мероприятия по пожарной безопасности должны быть согласованы с представителем пожарной охраны. Специалисты ОПБ АС осуществляют выборочный контроль соблюдения мер безопасности при проведении работ во взрывоопасных зонах и помещениях. 17.5 Наряды-допуски на выполнение пожароопасныхработ оформляются в соответствии с требованиями "Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", СТО 1.1.1.02.001.0673. Наряды-допуски на огневые работы регистрируется в "Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям" персоналом подразделения, где проводятся работы. В аварийных случаях, как исключение, огневые работы разрешается проводить без оформления наряда-допуска, под непосредственным наблюдением начальника подразделения или другого специалиста этого подразделения им назначенного. Разрешение на производство аварийных огневых работ начальник смены соответствующего подразделения должен получить у оперативного руководителя (НСС,
электросварочные работы, газо- и электрорезательные работы, бензино- и керосинорезательные работы, паяльные работы, резка металл механизированным инструментом) на временных местах (кроме строительных площадок и частных домовладений) руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, оформляется наряд-допуск на выполнение огневых работ по форме, предусмотренной приложением № 4. Правила проведения огневых работ предусмотрены пунктом 414. Доказательств соблюдения указанных мер, а также доказательств оформления наряда-допуска на проведение огневых работ на объекте, принадлежащем ответчику, суду не представлено. Принимая во внимание, что ответчик не обеспечил соблюдение правил пожарной безопасности, установленных для конкретных видов пожароопасныхработ , суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания суммы ущерба с ОАО фирма «Стройснаб». Ссылка ответчика на соблюдение им отдельных противопожарных мероприятий (Инструкция по пожарной безопасности, Журнал проведения инструктажа, приказ о назначении ответственного лица за противопожарное состояние и др.) правомерно не принята апелляционным судом во внимание, поскольку для конкретных видов пожароопасных работ установлены специальные меры
Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Мальцева Т.В., Ширяева Е.В., Фотина О.Б.) решение суда первой инстанции от 10.04.2015 оставлено без изменения. В кассационной жалобе общество «Уралпромтеплострой» просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что возгорание произошло из-за нарушения ответчиком правил поведения огневых работ (отсутствие наряда-допуска на выполнение пожароопасныхработ , согласованного с пожарной охраной и предусматривающего полноту мероприятий, обеспечивающих безопасность). По мнению общества «Уралпромтеплострой», судами недостаточно полно исследован Акт технического расследования причин возгорания нафталина в неэксплуатируемом газопроводе смешанного газа; судами дана оценка лишь п. 9.1, 11.1 данного акта, в которых виновными лицами в возникновении пожара являются сотрудники ответчика.Как считает заявитель кассационной жалобы , судами при принятии обжалуемых судебных актов не учтены доводы ответчика о наличии вины в возникновении пожара (возгорании нафталина)
статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний. На основании части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертов является одним из доказательств по делу и оценивается наряду с другими доказательствами. В заключении судебной экспертизы от 30.12.2014 эксперты пришли к выводам о том, что очаг возгорания располагался в центральной части приборной панели в кабине автомобиля, преимущественно, с левой стороны по ходу движения транспортного средства, причиной возгорания транспортного средства «ГАЗ-2705» послужило возникновение аварийного пожароопасного режима работы в электросети приборной панели транспортного средства. В исследовательской части экспертного исследования экспертом установлено, что наиболее вероятным источником зажигания, который может иметь отношение к данному пожару, учитывая отсутствие признаков, хотя бы косвенно свидетельствующих в пользу какого-либо иного источника зажигания, остается источник зажигания электротехнического происхождения. Кроме того, в приборной панели, где установлен очаг
расчет истца, суд первой инстанции признал его верным и подлежащим удовлетворению. Истец просит взыскать с ответчика штрафа в размере 250 000,00 рублей за проведение работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах ОСТ без наряда-допуска. Пунктом 2 Приложения 32 к Контракту установлен штраф в размере 250 000,00 рублей за проведение работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах ОСТ без наряда-допуска. В обоснование данного требования истец указывает на то, что указанный штраф был выставлен истцу генеральным подрядчиком - АО «Транснефть-Урал», что подтверждается претензией№ТУР-21-03-15/52887 от 13.12.2021 и оплачен истцом, что подтверждается платежным поручением №745 от 02.02.2022. 29.12.2021 Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия №183 от 29.12.2021 о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту, а именно земляные работы оформлялись без оформления наряд-допуска. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, доказательств оплаты штрафа не представлено. Пунктом 19.2. Контракта Субподрядчик гарантирует освобождение Подрядчика от всех документированных претензий, требований, судебных исков и т.п. со стороны Заказчика, третьих
пунктом 6 Приложения 32 установлен штраф в размере 250 000 руб. При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требования АО «ТРАНСНЕФТЬ-УРАЛ» о взыскании с ответчика обозначенного штрафа у суда первой инстанции не имелось. Возражения ответчика по существу данного требования со ссылкой на то, что производимые без наряда-допуска земляные работы не являются работами повышенной опасности, судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела. В силу Отраслевого регламента ОР-03.100.30.-КТН-150-11 «Порядок организации огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах организаций системы «Транснефть» и оформления нарядов-допусков на их подготовку и проведению» (т. 1, л.д. 134-137) земляные работы в охранной зоне МН (МНПП) относятся к работам повышенной опасности, для проведения которых, необходимо оформлять наряд-допуск (пункт 8 раздела А.3 Отраслевого регламента «Типовой перечень работ повышенной опасности на объектах филиала ОСТ, на проведение которых необходимо выдавать наряд-допуск»). Доводы апелляционной жалобы по существу решения в оспариваемой части выражают