ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Национальный принцип исчерпания прав - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А74-7876/2022 от 17.10.2022 АС Республики Хакасия
на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Статьей 1487 ГК РФ установлен национальный принцип исчерпания прав . Иными словами, нанесение на товар товарного знака и введение его в оборот, например в стране производства товара, не означает, что права на данный товарный знак были исчерпаны в других странах, в частности в стране, куда товар импортируется. Учитывая, что пределы осуществления исключительного права по статье 1484 ГК РФ не ограничиваются перечисленными в ней способами использования, то до тех пор, пока правообладатель надлежащим образом не выразит согласие на ввоз товара в определенную страну,
Решение № А78-700/21 от 04.03.2021 АС Забайкальского края
основании положений Мадридского соглашения «О международной регистрации знаков» от 14.04.1891 товарные знаки получают защиту в каждой из стран, присоединившихся к этому соглашению, в частности, в Российской Федерации. В силу положений статьи 1481 Гражданского кодекса на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Статьей 1487 Гражданского кодекса установлен национальный принцип исчерпания прав . Иными словами, нанесение на товар товарного знака и введение его в оборот, например в стране производства товара, не означает, что права на данный товарный знак были исчерпаны в других странах, в частности в стране, куда товар импортируется. Учитывая, что пределы осуществления исключительного права по статье 1484 Гражданского кодекса не ограничиваются перечисленными в ней способами использования, то до тех пор, пока правообладатель надлежащим образом не выразит согласие на ввоз товара в определенную страну,
Постановление № 18АП-13531/19 от 01.10.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
«О международной регистрации знаков» от 14.04.1991 товарные знаки получают защиту в каждой из стран, присоединившихся к этому соглашению, в частности, в Российской Федерации. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков на основании положений статьи 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Статьей 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен национальный принцип исчерпания прав . Иными словами, нанесение на товар товарного знака и введение его в оборот, например в стране производства товара, не означает, что права на данный товарный знак были исчерпаны в других странах, в частности в стране, куда товар импортируется. Учитывая, что пределы осуществления исключительного права по статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации не ограничиваются перечисленными в ней способами использования, то до тех пор, пока правообладатель надлежащим образом не выразит согласие на ввоз товара в
Постановление № А45-22724/14 от 22.10.2015 Суда по интеллектуальным правам
таких товаров в гражданский оборот на территории Российской Федерации получено не было. Названный довод основан на ошибочном толковании ответчиком установленного международным договором Российской Федерации регионального принципа исчерпания права (статья 7 ГК РФ), который заявитель кассационной жалобы отождествляет с международным принципом исчерпания права, предполагающим, что исчерпание права осуществляется при введении товара, маркированного товарным знаком, правообладателем этого товарного знака либо с его согласия в гражданский оборот на территории любого государства. Статьей 1487 ГК РФ установлен национальный принцип исчерпания прав , согласно которому, не является нарушением исключительного права на товарный знак его использование другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия. Статьей 13 Соглашения от 09.12.2010 установлен региональный принцип исчерпания прав, при котором право правообладателя на товарный знак в Российской Федерации считается исчерпанным с момента введения товара с нанесенным на него товарным знаком в гражданский оборот на территории Российской Федерации,
Постановление № А51-4946/15 от 09.09.2015 Суда по интеллектуальным правам
кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Общество «СмартПорт Запад» в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Как отмечает общество «СмартПорт Запад», довод общества «Траст Лайн» относительно того, что ввезенный им товар является оригинальной продукцией, был исследован судами первой и апелляционной инстанций и отклонен ими, поскольку не соответствует действительности и противоречит нормам материального права, закрепляющим территориальный принцип действия исключительного права на товарный знак и национальный принцип исчерпания прав . Являясь правообладателем товарного знака «Golden Eagle» по свидетельству Российской Федерации № 166647, общество «СмартПорт Запад» указывает, что не давало согласия обществу «Траст Лайн» на использование этого обозначения. Также общество «СмартПорт Запад» полагает, что на момент ввоза спорного товара на территорию Российской Федерации компания MASTER BEVERAGE INDUSTRIES PTE LTD не являлась правообладателем товарного знака № 97017758, надлежащих доказательств обратного в материал дела не представлено. По мнению общества «СмартПорт Запад», общество «Траст Лайн» имело
Решение № 2-5382/19 от 03.09.2019 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
в соответствии со статьей 1489 настоящего Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку. В Российской Федерации национальный принцип исчерпания права , который закреплен в ст. 1487 ГК РФ. Согласно указанной статьи, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия. Правообладателем обозначений Apple, а также иных связанных с ним обозначений, согласно письма ФТС России от 18 июля 2012 г. N 14-42/36056 «О товарных знаках компании «Apple Inc.»» является Apple