ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норматив потерь электроэнергии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А42-7015/2022 от 11.01.2024 Верховного Суда РФ
выводу о том, что обязательство гарантирующего поставщика перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества ветхих и аварийных МКД, не может превышать размер обязательства конечных потребителей перед гарантирующем поставщиком, то есть ограничен нормативом потребления коммунальной услуги электроснабжения. В кассационной жалобе компания, ссылаясь на пункт 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и на пункт 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, настаивает на недопустимости возложения на сетевую организацию обязанности по оплате потерь электроэнергии , которые возникают во внутридомовых сетях ветхих и аварийных МКД, которые не находятся в ведении сетевой организации и ею не эксплуатируются. Компания полагает также, что ОДПУ, установленные на ветхих и аварийных МКД, определяют фактический объем оказанных сетевой организацией услуг по передаче
Постановление № А57-14771/13 от 15.01.2015 АС Поволжского округа
технологических потерь при ее передаче по электрическим сетям на 2013 год на уровне 6,57%. Данный факт подтверждается письмом Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 11.04.13 № 01-13-1774/кгрт (приложение № 3), согласно которому величина нормативных потерь Приволжской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» в размере 6,57% учтена при тарифном регулировании на 2013 год. В этом же письме указано, что в целом по ОАО «РЖД» (а не при передаче сторонним потребителям) норматив потерь электроэнергии составил 5,88% (именно величину 5,88%, по мнению ответчика, ошибочно применяет истец). В экспертном заключении Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (приказ от 04.12.2012 № 468-П, дело № 4) также указано, что потери электрической энергии при передаче сторонним потребителям учтены на уровне 6,57%. При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о неправомерности применения истцом в расчетах с ответчиком норматива потерь при передаче электроэнергии ОАО «РЖД» как потребителю в размере 5,88% вместо норматива в
Постановление № А57-255/14 от 26.02.2015 АС Поволжского округа
регулирования тарифов Саратовской области следует, что установленные указанным постановлением в отношении ОАО «РЖД» нормативы потерь рассчитаны в отношении потерь электроэнергии в сетях ОАО «РЖД» в целом (т.е. в отношении потерь электроэнергии, возникающих в сетях ОАО «РЖД» как при собственном потреблении электроэнергии, так и при передаче сторонним потребителям), а не только при передаче электроэнергии сторонним потребителям, как того требуют согласованные условия договора. Согласно письму Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 11.09.2013 № 01-13-1774 норматив потерь электроэнергии , возникающий в сетях Приволжской железной дороги ОАО «РЖД» «при передаче сторонним потребителям» составляет 6,57%. Норматив потерь при передаче электроэнергии сторонним потребителям указан в экспертном заключении Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (приказ от 04.12.2012 № 468-П, дело № 4) применительно к Приволжской железной дороги ОАО «РЖД»: «Потери электрической энергии при передаче сторонним потребителям учтены на уровне 6,57%». В отношении Юго-Восточной железной дороги ОАО «РЖД» в экспертном заключении Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской
Постановление № А57-11941/13 от 26.02.2015 АС Поволжского округа
тарифов Саратовской области следует, что установленные указанным постановлением в отношении ОАО «РЖД» нормативы потерь рассчитаны в отношении потерь электроэнергии в сетях ОАО «РЖД» в целом (то есть в отношении потерь электроэнергии, возникающих в сетях ОАО «РЖД» как при собственном потреблении электроэнергии, так и при передаче сторонним потребителям), а не только при передаче электроэнергии сторонним потребителям, как того требуют согласованные условия договора. Согласно письму Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 11.09.2013 № 01-13-1774 норматив потерь электроэнергии , возникающий в сетях Приволжской железной дороги ОАО «РЖД» при передаче сторонним потребителям, составляет 6,57%. Норматив потерь при передаче электроэнергии сторонним потребителям указан в экспертном заключении Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (приказ от 04.12.2012 № 468-П, дело № 4) применительно к Приволжской железной дороги ОАО «РЖД»: «Потери электрической энергии при передаче сторонним потребителям учтены на уровне 6,57%». В отношении Юго-Восточной железной дороги ОАО «РЖД» в экспертном заключении Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской
Решение № 3А-30/2017 от 31.05.2017 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)
кВ и ниже, в размере 6,77 процентов. Указанный норматив установлен и введен в действие с 01.01.2017 по 30.06.2017. При этом приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2016 № 1472 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляемой ПАО «ФСК ЕЭС» с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности или ином законном основании, на 2017 год» (далее – приказ Минэнерго России №1472), норматив потерь электроэнергии при ее передаче на 2017 г. для Республики Карелия определен в размере 6,62 %. Между административным истцом и ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 05.05.2010 № 11-ГОК-ПР, в соответствии с которым АО «Карельский окатыш» оплачивает оказываемые услуги по передаче электрической энергии. В результате установления регулирующим органом норматива потерь электроэнергии при ее передаче на 2017 г. в том же размере что и на 2016 г., без учета приказа
Решение № 3А-758/2021 от 22.07.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)
утвержденными Федеральной антимонопольной службой. Как следует из расчета административного ответчика представленного суду (л.д.109 оборот) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям регулятором определялся в соответствии с пунктом 40(1) Основ (от суммарного отпуска электроэнергии в сеть без учета отпуска по объектам «последней мили). Применяя полученные значения исходя из фактических данных общества за 10 месяцев 2020 года и рассчитывая по формуле, содержащейся в указанном пункте, уровень потерь электрической энергии Министерством определен -1,36%. Норматив потерь электроэнергии по Приказу Минэнерго России от 26.09.2017г.№ 887 на уровнях напряжения ВН, СН1,СН2, НН составил соответственно -5,02%,5,77%, 8,49%,10,49%.(л.д.109 об) Сторонами не оспаривается, что в тарифное решение принимается величина меньшая исходя из норматива полученного расчетным способом и количества фактических потерь за полный предшествующий период. Одним из показателей формулы, содержащейся в пункте 40(1) является уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.
Решение № 2-1356/2013 от 28.01.2014 Шатурского городского суда (Московская область)
<данные изъяты> руб. по участку № №, признать незаконными пункты 6.11, 6.13 сметы затрат на ДД.ММ.ГГГГ г.г., обязать исключить из членских взносов денежные средства в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. по участку № №, признать незаконным пункт 6.2 сметы затрат на ДД.ММ.ГГГГ г.г., обязать исключить из членских взносов денежные средства в размере <данные изъяты> руб. по участку № №, признать незаконными подпункты 2, 3 пункта 3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, норматив потерь электроэнергии при ее транспортировке и преобразовании в размере <данные изъяты> %, признать факт отсутствия у СНТ оснований для оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях, обязать исключить платежи в размере 14,5 кВт на каждые 100 кВт по участку № №, признать незаконным пункт 2.4 сметы затрат на ДД.ММ.ГГГГ г.г., обязать исключить из членских взносов денежные средства в размере <данные изъяты> руб. по участку № №, признать незаконными подпункты 1, 2, 4 пункта 1 протокола
Решение № 3А-46/16 от 16.06.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
03 декабря 2015 года Госслужба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам запросила у нескольких объектов электросетевого хозяйства, в том числе ООО «Электротехмонтажлаборатория плюс», ряд сведений, письмом от 08 декабря - от ООО «Электротехмонтажлаборатория плюс» информацию о прогнозном отпуске (передаче) электроэнергии на 2016 года (том 1 л.д.89, 97). 09 декабря и 10 декабря 2015 года в Госслужбу от ООО «Электротехмонтажлаборатория плюс» поступили копии договоров оказания услуг по передаче электроэнергии на 2016 год, расчет норматива потерь электроэнергии , информация о прогнозном отпуске (передаче) электроэнергии на 2016 год, и другая информация для расчета тарифов (том 1 л.д.103-119). Как видно из сообщения в адрес органа регулирования ПАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго», им не были согласованы плановые объемы ООО «Электротехмонтажлаборатория плюс». Дополнения к материалам дела по установлению тарифов поступали от ООО «Электротехмонтажлаборатория плюс» также и 14, 16, 21 декабря 2015 года. В письме от 21 декабря 2015 года ООО «Электротехмонтажлаборатория плюс» сообщило в Госслужбу Чувашской
Решение № 3А-415/2021 от 29.07.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)
напряжения за последний истекший год определяется по формуле: , где: - величина фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения (тыс. кВт·ч); - норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации, для j-ой группы территориальных сетевых организаций, определяемой по данным за последний истекший год. Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики РФ, и уровня фактических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной организации за последний истекший год. Нормативы потерь утверждены приказом Министерства энергетики РФ от