ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативные требования пожарной безопасности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минтруда России от 28.10.2014 N 814н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по противопожарной профилактике" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2014 N 34822)
зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией - описания и обоснования противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты) Необходимые умения Формировать заключение по исходно-разрешительной документации Разрабатывать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности Разрабатывать декларацию пожарной безопасности Необходимые знания Требования к объемно-планировочным решениям по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений Современные средства пожаротушения Устройство и технические требования к противопожарному водоснабжению Системы противопожарной вентиляции Методы расчета и требования к содержанию путей эвакуации Тактико-технические данные систем пожарной автоматики Методы обеспечения требуемого уровня огнестойкости, методы и материалы, применяемые для огнезащиты Расчетные методы определения пожарной нагрузки Другие характеристики - 3.2.5. Трудовая функция Наименование Контроль строящихся и реконструируемых зданий, помещений в
Письмо МЧС России от 30.09.2021 N ИГ-19-2751 "О рассмотрении обращения"
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы обращение, поступившее в МЧС России в форме электронного документа, рассмотрено и сообщается следующее. 1. В соответствии с положениями статьи 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, разрабатываются исключительно для объектов защиты, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности . При этом статьей 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по
Информационное письмо МЧС РФ от 07.07.2011 N 19-2-4-2623 "О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности"
 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 7 июля 2011 г. N 19-2-4-2623 О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В настоящее время от различных организаций в Департамент надзорной деятельности МЧС России поступают запросы о порядке применения ст. 6 и 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент). Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, и пожарный риск не превышает допустимых значений. В соответствии с
Письмо МЧС России от 04.05.2012 N 19-2-11/1695 "О рассмотрении обращения"
 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПИСЬМО от 4 мая 2012 г. N 19-2-11-1695 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ Департамент надзорной деятельности МЧС России, рассмотрев обращение по вопросу применения нормативных требований пожарной безопасности к лифтам, сообщает следующее. В соответствии с положениями части 1 статьи 140 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) пассажирские лифты с автоматическими дверями и со скоростью движения 1 и более метра в секунду должны иметь режим работы, обозначающий пожарную опасность, включающийся по сигналу, поступающему от систем автоматической пожарной сигнализации здания. Указанный режим должен обеспечивать независимо от загрузки и направления движения
Апелляционное определение № АПЛ20-88 от 04.06.2020 Верховного Суда РФ
лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Общество с ограниченной ответственностью «Продовольственная безопасность» (далее также - ООО «Продовольственная безопасность») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 9, 11 Положения и пункта 81 Административного регламента. В обоснование заявленного требования ссылалось на противоречие оспариваемых положений нормативных правовых актов статьям 8, 17 Федерального закона № 294-ФЗ и на недопустимость применения мер административной ответственности в рамках мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, полагая, что такая ответственность может применяться исключительно в рамках соответствующих проверок при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах постановлением должностного лица Комитета лесного хозяйства Московской области от 1 августа 2018 г. № 03-059/2018 ООО «Продовольственная безопасность»
Решение № АКПИ21-510 от 06.09.2021 Верховного Суда РФ
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (пункт 1.1). Определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части 3 статьи 4 предусматривает, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности , а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Федерального закона. На день принятия Свода правил цели и принципы стандартизации в Российской Федерации устанавливались Федеральным законом «О техническом регулировании», статья 13 которого относила своды правил к числу документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. Правила разработки и утверждения сводов правил были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от
Апелляционное определение № АПЛ21-452 от 30.11.2021 Верховного Суда РФ
закон о техническом регулировании, Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). Статья 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относит технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2); к нормативным документам по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (часть 3). Свод правил, являющийся, как правомерно указано в обжалуемом решении суда, не нормативным правовым актом, а нормативным документом по пожарной безопасности, устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным
Постановление № 13АП-5974/2021 от 29.07.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона № 123-ФЗ для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности , на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Статьей 17 Закона № 123-ФЗ установлено, что соответствие здания (построенного до вступления данного Закона в силу) требованиям безопасности может быть обоснованно расчетами по оценке пожарного риска. В силу статьи 79 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если
Постановление № 13АП-2099/2015 от 03.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
и оформления специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (далее - Методические рекомендации), утвержденным решением Нормативно-технического совета Минрегиона России, протоколом от 01.02.2011 №1 СТУ передает непосредственно заказчик (раздел 4). В соответствии с пунктом 4.1.4 при передаче в Минрегион России проекта СТУ на согласование, к нему должно быть приложено положительное заключение МЧС России. Согласно Административному регламенту заявителями на предоставление государственной услуги по согласованию СТУ для объектов, в отношении которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности , могут быть организация, индивидуальный предприниматель или физлицо, являющиеся: - разработчиком СТУ; - заказчиком разработки СТУ. СТУ для зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы, рассматриваются в Департаменте надзорной деятельности МЧС России. Заявителями на предоставление государственной услуги являются разработчик специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых
Постановление № А13-4762/2021 от 07.12.2021 АС Северо-Западного округа
безопасности в соответствии со статьей 64 названного Закона должна быть разработана и представлена в уведомительном порядке декларация пожарной безопасности не позднее одного года после дня вступления названного Закона в силу. В отношении рассматриваемого многоквартирного дома данное условие не выполнено, расчет пожарного риска, подтверждающий, что пожарный риск не превышает допустимых значений, не представлен. Соответственно, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ применительно к рассматриваемому случаю обязательны к исполнению приведенные нормативные требования пожарной безопасности . Дальнейшая эксплуатация рассматриваемых объектов, зданий (сооружений) в случае несоблюдения вновь установленных требований может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. Довод ООО «Услуги ЖКХ» о допущенных Прокуратурой нарушениях в ходе вынесения оспариваемого представления также были рассмотрены судами. В частности, отклоняя довод заявителя о том, что оспариваемое представление вынесено Прокуратурой без проведения соответствующей проверки, суды отметили, что проверка проводилась совместно сотрудниками Прокуратуры и МЧС в присутствии представителя Общества именно 16.12.2020
Постановление № А71-6430/2021 от 10.03.2022 АС Уральского округа
из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным Федеральным законом, и нормативными документами по пожарной безопасности. Частью 2 статьи 78 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности , на основе требований названного Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Понятие сооружения приведено в пункте 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части,
Постановление № 16-5537/2022 от 12.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, 02.02.2022г в 19:00 час ГАУК Иркутский областной театр юного зрителя им.А.Вампилова, не выполнило требования предписания № 2/1/2 от 28.01.2021г ОНД и ПР по г. Иркутску об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Ленина,23 и ул. Грязнова,1, правообладателем которых является ТЮЗ, а именно: для здания 1897 года постройки отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности , на основании требований Федерального закона от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:;для здания 1925 года постройки отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основании требований Федерального закона от 22 июля 2008г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие
Решение № 2-1660/2018 от 28.05.2018 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)
Сотрудниками ОНД г.Кирова в адрес ответчика выдано предписание, которое ответчиком не исполняется. С учетом представленных уточнений исковых требований просит обязать ООО «Победа» устранить в центре молодежного досуга «Победа», расположенного по адресу: г.Киров, ул.Володарского, д.103а, нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - разработать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических решений и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для внутренних открытых многоуровневых галерей с антресолями, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности ; - обеспечить удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из помещений без естественного проветривания при пожаре. В нижние части указанных помещений не предусмотрена подача наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции - для возмещения объемов удаляемых из них продуктов горения; - из двух обособленных между собой частей подвала организовать эвакуационные выходы, ведущие непосредственно наружу; - ширину горизонтального участка пути эвакуации в подвале (коридор для артистов) привести в соответствие с
Решение № 2А-136/19 от 16.08.2019 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)
2 Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», в пункте 1.2 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в таблице 2 пункта 5.2 Свода правил 8.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», а также в пункте 1 таблицы 1 пункта 4.1.1 Свода правил 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» отсутствовали нормативные требования пожарной безопасности . Учитывая требования пункта 2 статьи 78 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требования настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Таким образом, эксперты Х. и Л. подтвердили доводы административных истцов и
Решение № 2А-106/2022 от 17.03.2022 Тамбовского районного суда (Амурская область)
какой-либо проектной документации на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, в том числе вольер для птиц, которая должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не имеется. Таким образом, класс функциональной пожарной опасности здания вольера, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности не определены и идентифицировать такой объект в целях выбора собственником системы обеспечения пожарной безопасности, невозможно. В Российской Федерации обязательные нормативные требования пожарной безопасности для вольеров с животными и птицами не установлены. С учетом данного обстоятельства следует, что вольер не является объектом защиты, оснований для определения категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров на соответствующий объект, нет. Соответственно вольер не подлежит государственному пожарному надзору, оснований для осуществления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, а тем более их инициирование, не имеется. В дополнениях к исковому заявлению указал, что нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности