ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы затрат на дополнительное профессиональное образование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А45-32194/20 от 12.04.2021 АС Новосибирской области
что заинтересованным лицом выявлено, что в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги ДЮСШ как прочие общехозяйственные нужды не включены затраты на участие в соревнованиях тренеров-преподавателей (командировочные расходы). В силу положений абзаца 2 пункта 4 статьи 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 4 настоящей статьи, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. С данной нормой согласуется пункт 9 Порядка № 2333. Согласно пункту 6.4 Приказа Минпросвещения России от 20.11.2018 № 235 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное
Решение № А34-7079/20 от 05.08.2022 АС Курганской области
расходов, осуществляемых по статье расходов экономической классификации 221 «Услуги связи». Средства были доведены по коду 242 бюджетной классификации, а именно на закупку товаров, услуг связи, таким образом, использованы строго по целевому назначению. Нарушение в части направления лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета в ходе проверки специалистами УФК по Курганской области не установлено. Довод заинтересованного лица о неэффективности использования средств в части расчета норматива затрат на реализацию Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» (далее - ИРОСТ) государственного задания на проведение государственной экспертизы в рамках исполнения переданных полномочий в сфере образования, также судом отклоняется, исходя из ниже следующего. Законодательно установлены специальные правила финансового обеспечения расходов по контролю в том случае, если привлекаются экспертные организации, являющиеся государственными учреждениями, в рамках исполнения утвержденного им в установленном порядке государственного задания на оказание услуг по проведению мероприятий по контролю. В соответствии с
Решение № 3А-2148/2021 от 01.03.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации судом исследована и отклонена, поскольку указанные разъяснения полностью соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем учитываются судом при рассмотрении дела. Из изложенного следует, что субъект Российской Федерации при определении расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета норматива финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов на оплату труда работников образовательных организаций должен предусматривать расходы на оплату труда обслуживающего персонала, осуществляющего реализацию основных образовательных программ в соответствии с ФГОС, расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанные с реализацией и обеспечением реализации программы дошкольного образования. Аналогичная позиция сформирована в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2019 года №11-АПА19-28. Таким образом, региональный законодатель, определив в пункте 2 Методики
Апелляционное определение № 22О0000-01-2021-002065-55 от 07.07.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и прочие; административно-управленческий и обслуживающий персонал, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми. Из изложенного выше следует, что субъект Российской Федерации при определении расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов на оплату труда работников образовательных организациях должен предусматривать расходы на оплату труда обслуживающего персонала, расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности, иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. По настоящему административному делу суд первой инстанции установил, что региональный законодатель в оспариваемой Методике в структуру расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях
Кассационное определение № 88А-19340/2022 от 13.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, что противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, выводы судов о наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующими в оспариваемой части, являются правильными. Доводы кассационных жалоб об обратном основаны на неверном толковании норм права. Вопреки доводам кассаторов суда нормативно обоснована необходимость предусматривать при расчете нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов на оплату труда работников образовательных организациях расходы на оплату труда обслуживающего персонала, расходы, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности, иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Судами правомерно указано, что указанные расходные обязательства, включены в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании, следовательно, правовые основания для
Апелляционное определение № 66А-1496/2023 от 08.08.2023 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции
их деятельности (пункт 3.6.3). Разъяснения о том, что названные расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников, подлежат включению в нормативы, содержатся в пунктах 1.2, 2.1, 2.6 Методических рекомендаций. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что субъект Российской Федерации при определении расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях должен предусматривать расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности. Вместе с тем, по делу достоверно установлено, что такие расходы не предусмотрены ни оспариваемым Порядком, ни ежегодно утверждаемыми на его основе нормативами финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в Республике Татарстан (законы Республики Татарстан от 2 октября