Объект соглашения передан концедентом концессионеру по акту приема- передачи в порядке, установленном разделом III концессионного соглашения (Порядок передачи концедентом концессионеру объектов имущества). Согласно пункту 8 раздела IV концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать (модернизировать) объект соглашения состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении № 2 и имущества, входящего в состав объекта соглашения, в сроки, указанные в разделе IX соглашения. На основании пункта 10 раздела IV концессионногосоглашения перечень реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения должен быть учтен в инвестиционной программе концессионера, утверждаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов). По пункту 23 раздела IV концессионного соглашения объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на 15 лет, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов). Положениями пунктов 62-67 раздела IX концессионного соглашения установлено, что срок реконструкции недвижимого
концессионера, исходя из валовой выручки (дохода) в объеме не менее объема, изначально определенного концессионным соглашением. Как это следует из совокупности положений части 13 статьи 3, пункта 9 части 2 статьи 10, статьи 20 Закона № 115-ФЗ, право концедента принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объектаконцессионногосоглашения и обязанность предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии не являются равнозначными. Для определения их применительно к термину «ресурсное обеспечение», заложенному в пункте 6 части 4.6 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, необоснованно ограничивать их только расходами на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В соответствии с частью 1 и 2 статьи 22 Закона № 115-ФЗ решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Учитывая бюджет города Рязани на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный решением Рязанской городской Думы от 12.12.2019 № 387-III,
к выводу об отсутствия правовых оснований для изменения концессионного соглашения, указав, что общество, являясь инициатором заключения концессионного соглашения, не воспользовалось правом на ознакомление с документами и сведениями о составе имущества и схемой теплотрассы, а также пропустило установленный концессионным соглашением срок для предъявления претензий об устранении выявленных недостатков. Частью 1 статьи 10 Закона определены существенные условия концессионного соглашения, к которым в том числе отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объектаконцессионногосоглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции ; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Частью 3.4 статьи 13 Закона предусмотрена обязанность концедента рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения
от 13.08.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2021 по делу № А13-15064/2020, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Комитету по управлению имуществом города Череповца (далее - Комитет) о продлении срока реконструкции объекта (нежилых зданий, расположенных по адресу: <...>) концессионногосоглашения от 27.03.2018 на 24 месяца и утверждении пункта 8.2 данного соглашения в следующей редакции: «8.2 Срок реконструкции объекта Соглашения - не позднее 84 месяцев со дня подписания настоящего Соглашения». Арбитражный суд Вологодской области решением от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2021, отказал в иске. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит
исходя из ставки платы за аренду муниципального недвижимого имущества, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.05.2011 №373 «О порядке определения размера арендной платы при передаче в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска без проведения торгов» в редакции решения Совета депутатов города Новосибирска от 28.03.2018 №570, отметив, что пользование ответчиком переданного ему по соглашению имущества до ввода объекта в эксплуатацию не является использованием в рамках концессионногосоглашения, поскольку последнее не предоставляет Организации права распоряжения существующим зданием детского сада до осуществления его реконструкции . Отклоняя доводы заявителя о необходимости исчисления платы на основании концессионного соглашения, суды указали, что заключение концессионного соглашения с предусмотренной платой состоялось на основании конкурсной процедуры (протокол конкурсной комиссии от 28.04.2015), сформированная по результату конкурса ежемесячная плата определена как плата за пользование результатом реконструкции- реконструированного здания детского сада. Между тем, в отсутствии осуществления реконструкции правовых оснований для применения цены, установленной концессионным соглашением
сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объектконцессионногосоглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. В силу пункта 10 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта
реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; поддерживать объектконцессионногосоглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Таким образом, заключение концессионного соглашения с истцом было направлено на привлечение инвестиций, повышение эффективности муниципальной собственности, повышение качества продукции и услуг по производству и передаче тепловой энергии потребителям поселков Ис и Сигнальный Нижнетуринского городского округа Свердловской области, а также осуществление проектирования и реконструкции 3,1 километр сетей холодного водоснабжения и водоотведения в данных населенных пунктах (пункт 3.1 концессионного соглашения от 26.02.2014, пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Довод истца о том, что неисполнение обязанности по реконструкции объекта явилось следствием неисполнения ответчиком
суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего: - анализ положений концессионного соглашения не позволяет сделать однозначный вывод относительного того, какое именно имущество является объектом такого соглашения и, соответственно, установить обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; - в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектконцессионногосоглашения, а также обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции являются существенными условиями; отсутствие данных условий в концессионном соглашении № 2 от 01.08.2009 влечет его незаключенность; - условия относительно объекта соглашения и обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции данного объекта, опубликованные в сообщении о проведении конкурса, а также указанные в решении о заключении концессионного соглашения, не находят своего отражения в самом концессионном соглашении, заключенном между администрацией г. Назарово
указал, что концессионное соглашение не исполнено по причине сложного финансового состояния предприятия. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, губернатора <адрес> в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что при установлении фактов неисполнения обязательств, предусмотренных Соглашением, в установленный срок, при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ст.10 Закона №115-ФЗ, обязательства Концессионера по созданию и (или) реконструкции объектаконцессионногосоглашения, соблюдения сроков его создания и (или) реконструкции , являются существенными условиями концессионного соглашения. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренному Законом № 115-ФЗ, другими федеральными законами и концессионным соглашением. Представитель третьего лица, не заявляющие