ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 307-ЭС21-6601 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 01.06.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2020, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021 по делу № А05-13800/2019, УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Администрация) от 03.07.2019 N 898 "Об утверждении карты-схемы границприлегающихтерриторий ". Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021, в удовлетворении требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный
от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей влечет неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий по очистке прилегающей территории от мусора и иных отходов производства и потребления, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества коллегиальным органом к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области послужили изложенные в обжалуемых
ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 307-ЭС21-6601 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва31.05.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2020, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021 по делу № А05-13800/2019, УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Администрация) от 03.07.2019 N 898 "Об утверждении карты-схемы границприлегающихтерриторий ". Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021, в удовлетворении требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный
для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3). В силу статьи 5 Правил № 27/27-414 работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих
объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами; не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов (пункты 1, 2, 7.1 статья 4 Правил). Работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил; организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица; уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно,
которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3). В силу статьи 5 Правил работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих
границами земельного участка на котором расположен многоквартирный дом и относящейся к общему имуществу собственников помещений в данном доме лишь в пределах границ прилегающих территорий, определенных в соответствии с частью 37 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Закона Свердловской области от 14 ноября 2018 года № 140-ОЗ «О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, границ прилегающих территорий» (далее – Закон № 140-ОЗ). Законом № 140-ОЗ установлено, что определение границ прилегающих территорий осуществляется путем утверждения представительным органом муниципального образования схемы границ прилегающих территорий в соответствие с порядком, установленным в статье 4 Закона № 140-ОЗ. Первоуральская городская Дума должна была в соответствии с Законом № 140-ОЗ разработать схему, утвердить ее. Схемы границ прилегающих территорий не были разработаны. Введенное оспариваемыми Правилами благоустройства регулирование произвольно возложило обязанность на административного истца по содержанию территорий, не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, в том числе к придомовым территориям, а также
правовых актов, и размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку. Определение границ прилегающих территорий касается организаций и предприятии всех форм собственности, а также частных домохозяйств. Определение границ прилегающих территорий и отображение их на схеме необходимо для установления владельцев, ответственных за конкретную прилегающую территорию, ее благоустройство и содержание. Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации сельского поселения Челкаковский сельский совет МР Бураевский район РБ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Между тем, с момента внесения представления по настоящее время администрацией сельского поселения нарушения устранены не были, форма
правовых актов, и размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку. Определение границ прилегающих территорий касается организаций и предприятии всех форм собственности, а также частных домохозяйств. Определение границ прилегающих территорий и отображение их на схеме необходимо для установления владельцев, ответственных за конкретную прилегающую территорию, ее благоустройство и содержание. Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации сельского поселения Ванышевский сельский совет МР Бураевский район РБ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Между тем, с момента внесения представления по настоящее время администрацией сельского поселения нарушения устранены не были, форма
правовых актов, и размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку. Определение границ прилегающих территорий касается организаций и предприятии всех форм собственности, а также частных домохозяйств. Определение границ прилегающих территорий и отображение их на схеме необходимо для установления владельцев, ответственных за конкретную прилегающую территорию, ее благоустройство и содержание. Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации сельского поселения Кашкалевский сельский совет МР Бураевский район РБ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Между тем, с момента внесения представления по настоящее время администрацией сельского поселения нарушения устранены не были, форма