ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Организация инвентаризации при смене генерального директора - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А23-3613/12 от 22.09.2020 АС Центрального округа
обязательно при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел). Согласно статье 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Таким образом, смена руководителя общества, являющегося материально ответственным лицом, в силу закона, влечет необходимость проведения обязательной инвентаризации в обществе. В силу пункта 2.8 Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Материалами дела не подтверждается, что такой порядок проведения инвентаризации был соблюден при смене генерального директора ООО "СФЭУИ" с ФИО1 на ФИО7, ФИО7 на ФИО8, ФИО8 на ФИО2 Доказательства, надлежащего оформления сторонами передачи документации и имущества новому директору, включая обязательную инвентаризацию при смене руководителя общества, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, следует отметить, что период руководства
Постановление № 20АП-4730/17 от 17.01.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
обязательно при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел). Согласно статье 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Таким образом, смена руководителя общества, являющегося материально ответственным лицом, в силу закона, влечет необходимость проведения обязательной инвентаризации в обществе. В силу пункта 2.8 Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Материалами дела не подтверждается, что такой порядок проведения инвентаризации был соблюден при смене генерального директора ООО «СФЭУИ» с ФИО6 на ФИО3, ФИО3 на ФИО7, ФИО7 на ФИО2 Доказательства, надлежащего оформления сторонами передачи документации и имущества новому директору, включая обязательную инвентаризацию при смене руководителя общества), в материалах дела отсутствуют. Кроме того, следует отметить, что период руководства
Решение № А10-797/2021 от 26.05.2022 АС Республики Бурятия
документы на момент его увольнения находились по месту нахождения исполнительного органа общества (<...> ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии). Согласно пункту 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Согласно пункту 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно при смене материально-ответственного лица. Доказательства проведения инвентаризации в материалах дела отсутствуют. При этом ответчик просит принять во внимание, что с момента оставления ФИО1 должности генерального директора и до предъявления к нему исковых требования о передаче документов прошел ровно 1 год и 4 дня, не имеется никаких доказательств невозможности ведения либо затруднительности хозяйственной деятельности общества, напротив, в публичные источники предоставлена информация о том, что общество активно ведет свою деятельность, гарантирует предоплату, гасит долги пред поставщиками.
Постановление № 13АП-1243/2015 от 02.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
6 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" надлежащая организация бухгалтерской отчетности возложена на руководителя юридического лица. В соответствии с пунктом 1.5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", пунктом 27 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" при смене единоличного исполнительного органа проводится обязательная инвентаризация. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Соответственно, техническая сторона этого момента, как это будет оформлено (актом передачи с перечислением конкретных документов и т.п.) или просто указано, что документы переданы, "лежит" в первую очередь на ответчике (как правило, бывшем генеральном директоре ), который в случае возникновения спорной ситуации обязан представить доказательства исполнения передачи им
Постановление № 01АП-8243/19 от 12.02.2020 Первого арбитражного апелляционного суда
подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи проведение инвентаризации обязательно, в том числе, при смене материально ответственных лиц. В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. В соответствии с пунктом 2.8 этих же Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. По смыслу приведенных норм права указанные документы должны храниться у юридического лица по месту его регистрации. Таким образом, прежде чем ссылаться на непередачу ответчиком документов новому генеральному директору , истец должен был документально оформить факт проведения соответствующей инвентаризации и зафиксировать факт