ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Основания для внеочередного предоставления жилья - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
сохранено право пользования и проживания в квартире, 1/5 доли которой (или 12,2 кв. м) на праве собственности принадлежит его матери. При этом суд указал, что статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, часть 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривают право детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями вне очереди только в том случае, когда они не имеют закрепленного за ними жилого помещения. Законодатель не предусмотрел такого основания для внеочередного предоставления жилья данной категории лиц, как наличие закрепленного за ними жилого помещения по площади ниже учетной нормы. Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда отменила данное решение и направила дело на новое рассмотрение, указав, что суду надлежит, в частности, установить, признан ли истец в установленном порядке малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Таким образом, как на одно из существенных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судебная коллегия указала не только на необходимость
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
2 ст. 57 ЖК РФ возникло у него с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию в ноябре 2017 года, то есть до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 г. N 987н, что не было учтено судами. Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)
проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена. Например, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований А. и П. к администрации города о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные граждане, хотя и состоят на учете нуждающихся в получении социального жилья, однако жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежало на праве собственности В., членами семьи которого истцы не являются. Собственнику непригодного для проживания жилого помещения В. предоставлено другое благоустроенное жилье. Истцы проживали в помещении, принадлежащем В., на условиях коммерческого найма, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье , необходимо принимать во
Решение № А05-16943/12 от 04.04.2013 АС Архангельской области
закрепленного жилого помещения и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, в том числе предусматривающий формирование и ведение электронного банка данных об обеспечении жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. Пунктом 5 представления предложено снятие с учета детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, производить на основании распоряжения главы муниципального образования «Город Новодвинск». Пунктом 6 представления предложено в отчете об осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, представленном в министерство образования, науки и культуры Архангельской области, подписанном руководителем финансового органа администрации, указать достоверные данные о количестве детей-сирот, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья . Пунктом 7 представления предложено разработать порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны. В пункте 8 представления указано на ненадлежащее выполнение возложенных полномочий в части отсутствия должного контроля за расходованием средств субвенции. Пунктом 9 представления рекомендовано привести нормативные правовые акты муниципального образования в соответствие с федеральным и
Решение № 2-1490/2013 от 19.12.2013 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)
по адресу: <адрес>, а также о назначении комиссии и разрешении вопроса о пригодности проживания в данном помещении детей 13 лет, 7 лет, двоих детей по 2 года и двоих взрослых членов семьи. ДД.ММ.ГГГГ ей пришел ответ из Администрации ГО г.Сибай РБ, в котором ей разъяснили, что на данный момент она состоит в Едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма под порядковым номером №, указали, что у нее отсутствуют основания для внеочередного предоставления жилья ; сообщили о том, что в настоящее время Администрация ГО г. Сибай не располагает свободными для заселения жилыми помещениями маневренного жилищного фонда. Не согласна с решением Администрации ГО г.Сибай РБ, считает их действия незаконными. Указывает, что их семья является малообеспеченной, в настоящее время проживают с мужем и четырьмя малолетними детьми в комнате квартиры, находящейся по адресу: <адрес> Право собственности на комнату подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, доля в квартире
Решение № 2-1059/2012 от 13.12.2012 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)
действующий на основании доверенности, требования встречного искового заявления не признал, пояснил, что Амонина Т.В., ФИО1. состоят на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, в общей очереди. К льготным категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди истцы не относятся. Признание аварийным и подлежащим сносу дома маневренного жилого фонда, в котором ответчикам предоставлено с их согласия временно и без предусмотренных жилищным законодательством оснований жилое помещение, законом в качестве основания для внеочередного предоставления жилья не предусмотрено. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка
Решение № 2-1060/2012 от 13.12.2012 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)
на усмотрение суда; требования встречного искового заявления не признал, пояснил, что Холопова С.А., ФИО1., ФИО2. состоят на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, в общей очереди. К льготным категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди, истцы не относятся. Признание аварийным и подлежащим сносу дома маневренного жилого фонда, в котором ответчикам предоставлено с их согласия временно и без предусмотренных жилищным законодательством оснований жилое помещение, законом в качестве основания для внеочередного предоставления жилья не предусмотрено. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования о выселении ответчиком подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на