ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отсрочка от призыва граждан - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу 1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года; б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2018 N 19-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга"
запросом о проверке конституционности названных законоположений. По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 43 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не предполагают предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период обучения по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тем обучающимся по данным образовательным программам гражданам, которым отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена в период получения ими среднего общего образования, и ставят указанную категорию граждан в заведомо неблагоприятное положение по отношению к другим категориям граждан без разумного и объективного оправдания и конституционно значимой цели. 1.2. В силу требований статей 74, 101 и 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по запросу суда конституционность оспариваемых им законоположений, принимает постановление только по предмету, указанному в запросе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой
Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 16.05.2024) "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации"
мероприятий, связанных с призывом на военную службу; г) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования; д) вносит в призывную комиссию предложение о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу; е) организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан , подлежащих призыву на военную службу, и работы по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности; ж) организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников; з) обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. 2.1. Граждане, указанные в пункте 2 статьи 23 и пункте 2 статьи 24 настоящего Федерального закона и отказавшиеся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, призываются на военную службу. Отказ от реализации права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию. Указанное заявление приобщается к протоколу заседания призывной комиссии. (п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 98-ФЗ) 3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. 4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято
Кассационное определение № 48-КАД20-6 от 26.08.2020 Верховного Суда РФ
решением призывной комиссии предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 29 августа 2017 года на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ в связи с обучением по очной форме в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет». Согласно представленному административным ответчиком суду письму № 54/21-2378 (названному в апелляционном определении справкой), полученному адресатом 3 августа 2016 года, образовательным учреждением в отдел военного комиссариата по городу Златоусту и Кусинскому району Челябинской области 27 июля 2016 года направлены сведения об отчислении Денисюка Е.В. из данного учреждения в связи с окончанием срока обучения с 29 августа 2016 года с указанием на то, что он подлежит призыву на военную службу (л.д. 40). С момента утраты административным истцом оснований для отсрочки от призыва на военную службу и до момента достижения им возраста 27 лет на территории Челябинской области организовывалось проведение призыва граждан с созданием призывных комиссий
Кассационное определение № 5-КАД20-33 от 23.12.2020 Верховного Суда РФ
воинской обязанности и военной службе». Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан , не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 названного федерального закона). Согласно пункту 1 статьи 5 поименованного федерального закона проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами. Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской
Решение № А46-17303/09 от 10.11.2009 АС Омской области
расчета финансовой помощи, в соответствии с которыми прогноз детей военнослужащих по призыву, имеющих право на получение ежемесячного пособия на 2008 год составил 70 чел. 20.12.2007 года Министерство труда и социального развития Омской области обратилось в Военный комиссариат Омской области с просьбой о предоставлении информации о численности граждан, которым по состоянию на 01.12.2007 года предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в связи с необходимостью определения численности потенциальных получателей пособия беременной жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего в 2008 году. Письмом от 10.01.2008 года Военным комиссариатом был направлен ответ, в соответствии с которым количество граждан , получивших отсрочки от призыва на военную службу, на основании наличия ребенка инвалида до трех лет (подпункт «д» пункта 1 статьи 24 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 №53-ФЗ) – составило 447 чел., на основании наличия ребенка и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель (подпункт «и» названной статьи)
Решение № А45-20445/13 от 05.03.2014 АС Новосибирской области
службы, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. В силу статьи 28 названного Закона на призывную комиссию субъекта Российской Федерации возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию в отношении их решений о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу или об освобождении от призыва на военную службу. Таким образом, решение об освобождении от военной службы принимается исключительно призывными комиссиями субъектов Российской Федерации. Консультирование по вопросам получения освобождения от службы в армии на законных основаниях законодательно разрешено. Такая деятельность отвечает интересам как государства, так и граждан , призываемых на военную службу. Суд пришел к выводу о том, что неуказание в рекламе подробной информации об оказании Обществом услуг, связанных с подготовкой или сбором необходимых документов и представлением их компетентному органу для решения вопроса об освобождении от военной службы, не искажает смысла рекламной информации о предлагаемых услугах