ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минстроя России от 04.08.2014 N 427/пр "Об утверждении методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме"
хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса. Министр М.А.МЕНЬ Утверждены приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 427/пр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УСТАНОВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ 1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - необходимость проведения капитального ремонта) в соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса, а также принятию в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом, решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - Порядок). 2. При определении необходимости проведения капитального ремонта рекомендуется применять ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р). 3. Решение о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости
Статья 189. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. 7. В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в
Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме. 4. В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального
Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта: 1) общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта; 2) многоквартирных домов, капитальный ремонт которых требуется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Правительством Российской Федерации. 4. Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме. 5. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один
Определение № 18АП-10460/2021 от 25.03.2022 Верховного Суда РФ
решение суда первой инстанции отменено, исковые требования предпринимателя к администрации удовлетворены частично. На администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу произвести техническое обследование многоквартирного дома № 18 по ул. Строителей г. Орска для определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № 18 по ул. Строителей г. Орска в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Оренбургской области от 21.12.2015 № 988-п «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» (вместе с «Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области»), либо отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № 18 по ул. Строителей г. Орска, в том числе с учетом оснований, установленных пунктом 14.3 постановления Правительства № 988-п. В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации отказано. В удовлетворении исковых требований к обществу
Определение № 09АП-28865/20 от 06.09.2021 Верховного Суда РФ
предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Удовлетворяя исковые требования фонда (регионального оператора капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории города Москвы), суды руководствовались положениями статей 173, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 05.09.2017 № 631- ПП, постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы» и исходили из обязанности кооператива осуществить передачу документов, содержащих сведения о формировании фонда капитального ремонта МКД по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, д. 117. Доводы заявителя получили оценку судов со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к
Определение № А43-22907/20 от 16.03.2022 Верховного Суда РФ
отказе в переносе проведения капитального ремонта общего имущества (утепление фасада) в спорных домах в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, в связи с отсутствием финансовой возможности. Не согласившись с решениями уполномоченного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 168, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением правительства Нижегородской области от 15.03.2016 № 134, суды отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия финансовой возможности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. Суды отметили, что принятие решения в отсутствие такой возможности нарушает права жителей тех многоквартирных домов, капитальный ремонт которых на основании объективных критериев формирования
Определение № А03-16789/19 от 13.04.2021 Верховного Суда РФ
имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 27.03.2014 № 146 (далее – Программа), Порядком подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017 № 496, постановлением администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 599 «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Суды исходили из следующего: согласно Программе капитальный ремонт крыши, подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома, фундамента многоквартирного дома, внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем водоотведения, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения спорного дома запланирован на 2026 - 2028 годы, а ремонт фасада и внутридомовых инженерных систем теплоснабжения - на 2032 – 2034
Постановление № 01АП-4462/2021 от 14.07.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2016 № 134 утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области. В соответствии с пунктом 4 Постановления №134 установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, осуществляется комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, создаваемой некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области», по инициативе: 1) регионального оператора; 2) лица, уполномоченного общим собранием
Постановление № А43-22907/20 от 01.12.2021 АС Волго-Вятского округа
Законом Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области». На основании статьи 4 (пунктов 17.2 и 17.4 части 1) данного закона, к полномочиям Правительства Нижегородской области в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится установление порядка принятия решения о внесении изменений в программу Нижегородской области по капитальному ремонту, порядка установления необходимости проведения капитального ремонта. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2016 № 134 (далее – Порядок № 134). В данном Порядке № 134 определяется процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, для целей формирования и актуализации региональной программы, а также краткосрочных (до 3 лет) планов реализации региональной программы, и в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Постановление № А47-15490/2021 от 18.05.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
судом первой инстанции ввиду следующего. В целях регламентирования содержания и состава процедур (работ) по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп «Об утверждении региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах» (далее - Региональная программа), постановлением Правительства Оренбургской области от 21.12.2015 № 988-п Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области (далее – Порядок № 988-п). Согласно пункту 3 Порядка № 988-п установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Оренбургской области, осуществляется комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Оренбургской области. Постановлением Администрации города Орска от 03.05.2012 № 2641-и создана межведомственная комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда и
Постановление № А44-6701/2021 от 06.07.2022 АС Новгородской области
30.01.2020 № 28-рг утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2043 годы, на период 2020-2022 годы (далее – Краткосрочный план). В соответствии с Краткосрочным планом капитальный ремонт крыши спорного МКД запланирован на 2022 год. Часть 5 статьи 168 ЖК РФ устанавливает, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже, чем 1 раз в год. На территории Новгородской области Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области установлен постановлением Правительства Новгородской области от 28.12.2017 № 478 «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области» (далее – Порядок). Из пункта 1.1 указанного Постановления
Решение № 2А-684/2021 от 01.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)
капитальный ремонт в доме не будет проведен и региональным оператором. Таким образом, по мнению истца, оспариваемым решением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы она не только лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишена права на проведение необходимого дому вида капитального ремонта. При вынесении распоряжения орган местного самоуправления в нарушение ч. 7 ст. 189 ЖК РФ не установил факта необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен Постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy №-а. В соответствии с Порядком в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители: 1) органа местного самоуправления, 2) органа муниципального жилищного контроля, 3) органа государственного
Решение № 2А-1412/2021 от 24.03.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)
признан утратившим силу, капитальный ремонт в доме не будет проведен и региональным оператором. Таким образом, оспариваемым решением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы истец не только лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишена права на проведение необходимого дому вида капитального ремонта. При вынесении распоряжения орган местного самоуправления в нарушение ч. 7 ст. 189 ЖК РФ не установил факта необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №. В соответствии с Порядком в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители: 1) органа местного самоуправления, 2) органа муниципального жилищного контроля, 3) органа государственного
Решение № 2А-3922/20 от 09.11.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)
ремонт в доме не будет проведен и региональным, оператором. Таким образом, оспариваемым решением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы истец не только лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишена права на проведение необходимого дому вида капитального ремонта. При вынесении Распоряжения орган местного самоуправления в лице уполномоченного органа в нарушение ч. 7 ст. 189 ЖК РФ не установил факта необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №. В соответствии с Порядком в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители: 1) органа местного самоуправления, 2) органа муниципального жилищного контроля, 3) органа государственного
Решение № 2А-1556/2021 от 13.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)
фонда капитального ремонта дома лишает собственников возможности провести капитальный ремонт. Таким образом, по мнению истца, оспариваемым решением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы он не только лишен права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишен права на проведение необходимого дому вида капитального ремонта. При вынесении распоряжения орган местного самоуправления в нарушение ч. 7 ст. 189 ЖК РФ не установил факта необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен Постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy №-а. В соответствии с Порядком в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители: 1) органа местного самоуправления, 2) органа муниципального жилищного контроля, 3) органа государственного
Решение № 2-1486/2021 от 29.09.2022 Шадринского районного суда (Курганская область)
заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в его распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, образовании, стаже работы. Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2020 г. № 9852-АО/06 разъяснен порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Перед проведением работ по капитальному ремонту проводится обследование технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем здания. На основании технического заключения о состоянии конструктивных элементов и инженерных систем МКД,