жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖКРФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Вопрос 6: Возможно ли наряду с показаниями приборов учета применение тепловых
даты официального опубликования и источника публикации 26. Наличие НПА субъекта РФ об определении порядка, сроков проведения и источников финансирования капитального ремонта реконструкции или сноса либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством РФ и обеспечивающих жилищные правасобственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в домах, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в соответствии с ч. 2 ст. 168 ЖКРФ ) 26.1. Наименование и реквизиты нормативного правового акта о домах с физическим износом превышающим 70% с указанием принявшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации 26.2. Сведения о вступлении нормативного правового акта о домах
При таких обстоятельствах, установив бездействие администрации муниципального образования по рассмотрению заявления Р., суд апелляционной инстанции обоснованно принял новое решение о возложении на администрацию муниципального образования обязанности произвести обследование жилого дома, принадлежащего на праве собственности Р. II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные правасобственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖКРФ , т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение
соответствии со ст. 32 и 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом. По общему правилу, жилищные правасобственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖКРФ , то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику
соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст.31 ЖКРФ ). Как следует из материалов дела, в квартиру О. приобретен- ную ею в собственность в порядке наследования, находящуюся по адресу: г. <...>, общей площадью 43,6 кв. м, ФИО1 и проживающая вместе с ней дочь В. никогда не вселялись, в данной квартире не проживали, и, таким образом, права пользования этой квартирой, исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, не имеют. Не приобрели они права пользования
спорную сумму. В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и указывает следующее. Согласно пункту 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ). Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖКРФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в
6 статьи 46 ЖК РФ). Собственник помещения в многоквартирном доме, инициировавший обращение с соответствующим заявлением (жалобой) в службу, не воспользовался установленным действующим законодательством порядком оспаривания решения собственников помещений многоквартирного дома, избрав административный порядок рассмотрения обращений о нарушении требований жилищного законодательства. Однако наличие у административного органа полномочий на проведение проверки соблюдения управляющей компанией лицензионных требований не свидетельствует о наличии у службы права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков. Отсутствие в ЖКРФ срока для обращения административного органа в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не означает, что административный орган наделяется правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд и (или) имеет не ограниченное сроком право оспаривать данные решения. Указанная позиция закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда
№ 66 по ул. Лейтенанта ФИО1 в г. Новосибирске отсутствуют. Следовательно, по мнению заявителя, при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения) на спорные жилые помещения, обязанность по их содержанию в силу статьи 210 ГК РФ лежит на собственнике – Российской Федерации в лице Министерства, которое осуществляет правомочия собственника имущества и несет обязанности по его содержанию. Таким образом, Российская Федерация в лице Министерства является надлежащим ответчиком в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ. Ссылка суда на судебные акты по делу № А60-68177/2017 применительно к обстоятельствам данного дела является необоснованной, поскольку предметом спора в рамках дела № А60-68177/2017 являлось взыскание межтарифной разницы, установленной для собственников и нанимателей жилых помещений. В таком случае лицом, обязанным нести расходы по возмещению межтарифной разницы, является наймодатель на основании части 4 стать 155 ЖКРФ , в данном деле иной предмет спора - взыскание задолженности за жилищные услуги, обязанность несения которых возложена на
с застройщиком многоквартирного дома, фактически осуществляют правасобственника, поэтому вправе выбрать способ управления домом, и удовлетворил требования заявителя. В кассационной жалобе Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, указывая, что такое основание для начала управления многоквартирным домом, как протокол общего собрания, подписанный участниками долевого строительства, не предусмотрен пунктом 3 Порядка №938/пр, и, отмечая, что данная ситуация является «пробелом» в праве, считает, что «самовольное» дополнение административным органом перечня предусмотренных Порядком №938/пр оснований для включения многоквартирного дома в реестр лицензий субъекта РФ еще одним основанием (протокол общего собрания, принятый участниками долевого строительства) является нарушением законодательства. Суд кассационной инстанции отмечает следующее. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права) (часть 1 статьи 1 ЖКРФ ). При этом граждане по своему
с поставщиками услуг, необходимых для содержания этих домов. Поскольку Общество не имело право распоряжаться спорной суммой посредством уступки права требования Расчетному центру, договор в соответствии со статьями 10, 168 ГК РФ является недействительным. Иной подход позволял бы лицу, оказывающему услуги управляющей компании, в том числе, по сбору денежных средств с собственников многоквартирных домов в соответствии с нормами Жилищного кодекса, распоряжаться ими по своему усмотрению в нарушение жилищных правсобственников. Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца о внесении изменений в статью 155 ЖКРФ после заключения договора цессии, поскольку аналогичный подход сформирован в судебной практике до внесения части 18 в статью 155 ЖК РФ и в последующем реализован законодателем посредством внесения указанной нормы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 № 307-ЭС21-13253). Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле,
возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. В Письме Минстроя России от 14.10.2020 № 41140-ОЛ/04 «О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что вновь введенная норма части 18 статьи 155 ЖКРФ направлена на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных
1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения. Из содержания вышеприведенных положений жилищного и гражданского законодательства следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения. Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Статьи 152, 153 ЖКРФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы