ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предоставление сведений налоговым органом финансовому управляющему - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@ (ред. от 23.01.2020) "Об утверждении Перечня технологических процессов ФНС России и их владельцев, а также порядка ведения Перечня технологических процессов ФНС России и Регламента разработки паспортов функций и ведения реестра паспортов функций"
0050 Предоставления информации из Реестра дисквалифицированных лиц в регламентом режиме Управление регистрации и учета налогоплательщиков 111 02 00 00 0000 Подготовка и предоставление статистической информации, информационных массивов, сведений и отчетов о результатах деятельности ФНС России. Прием статистической информации из внешних источников. 111 02 00 00 0010 Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия Аналитическое управление Контрольное управление, Управление налогообложения юридических лиц, Управление кадров, Финансовое управление, Управление информационных технологий, Правовое управление, Управление по работе с задолженностью и банкротством, Управление досудебного урегулирования налоговых споров, Административно-контрольное управление, Управление налогообложения имущества и доходов физических лиц, Управление трансфертного ценообразования, Управление регистрации и учета налогоплательщиков, Управление камерального контроля, Управление контроля налоговых органов, Управление стандартов и международного сотрудничества 07.04. 03.04.03.01. 111 02 00 00 0020 Подготовка и предоставление финансовым органам субъектов РФ и финансовым органам муниципальных образований отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим доходы бюджетов
"Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019)
сведений об остатках по кассе в кассовых подразделениях, - предоставление сведений о результатах работы с дебиторами по хозяйственным операциям банка (в т.ч. с клиентами по комиссиям за РКО), - предоставление сведений о состоянии расчетов с ФНС РФ по налогам и с государственными внебюджетными фондами, - подготовка сводных актов об итогах инвентаризации имущества, учитываемого на балансовых и внебалансовых счетах <3>, - предоставление информации об имуществе, первоначально отнесенном к недостаче, но впоследствии документально подтвержденном, - предоставление иной информации из электронной базы данных операционного дня банка, необходимой для проведения инвентаризации. 6 Расчет и начисление налогов, предоставление в налоговый орган деклараций по каждому налогу 7 Подготовка и предоставление отчетности в ФНС и внебюджетные фонды 8 Отражение операций по реализации и списанию активов с баланса финансовой организации, а также принятие решения о списании связанных с ними активов и пассивов, а именно: - резервов на возможные потери за исключением принятия решения о восстановлении резервов на возможные
Определение № А40-192476/20 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
долгов гражданина», финансовым управляющим должника утвержден ФИО2. Финансовый управляющий обратился в налоговый орган с официальным запросом о предоставлении информации о зарубежных активах должника, письмом от 14.09.2020 № ВД-4-17/14804 ФНС России отказала финансовому управляющему в предоставлении таких сведений, поскольку запрашиваемая информация составляет налоговую тайну. Считая отказ ФНС России незаконным, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь частью 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), пришли к выводу о законности отказа налогового органа в предоставлении запрашиваемых сведений. Судебные инстанции исходили из отсутствия возможности получения финансовым управляющим сведений вне установленного законом специального порядка, предусматривающего истребование интересующих его сведений непосредственно у должника - гражданина либо получение их на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве последнего. Суды отметили, что Законом о
Определение № А60-18903/20 от 15.04.2021 Верховного Суда РФ
рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, финансовый управляющий, получив сведения о том, что должник ФИО2 является руководителем и учредителем (участником) общества с долей участия 1/2 в уставном капитале, направила в управление запрос о предоставлении информации в отношении данного общества. В ответ на указанный запрос управление направило в адрес финансового управляющего копию Устава, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении общества, руководителем которого является должник, и сведения из информационных ресурсов налоговых органов о банковских счетах в отношении запрашиваемой организации. В предоставлении иных сведений управление отказало, сославшись на налоговую тайну. Финансовый управляющий , посчитав, что отказ налогового органа не соответствует действующему законодательству, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 20.3, 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации и обоснованно указали на
Определение № А33-24700-9/18 от 21.09.2020 АС Красноярского края
включено в конкурсную массу в соответствии с Законом о банкротстве, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Оценка имущества проведена финансовым управляющим самостоятельно, стоимости доли в уставном капитале определена в размере 10 000,00 рублей. С учетом состава активов ООО «АТМ» финансовым управляющим могли быть приняты меры по получению копию бухгалтерской отчетности у налогового органа по месту нахождения ООО «АТМ» путем направления запроса. В случае отказа в предоставлении сведений налоговым органом, финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых
Постановление № А82-10043/19 от 30.01.2020 АС Ярославской области
25.02.2019 (л.д.10). Между тем, в качестве приложения к отзыву на заявление Управляющего от 01.07.2019 (л.д.52-58) Инспекция представила копию конверта, на котором имеется оттиск штампа почты от 28.02.2019 (то есть в этот день письмо находилось еще в отделении почты), что исключает получение налоговым органом спорного письма 25.02.2019. Из материалов дела следует, что запрос ФИО5 от 13.02.2019 о предоставлении сведений в отношении ФИО4, направленный в адрес Инспекции по почте, был получен налоговым органом 06.03.2019 и зарегистрирован под входящим номером 03624/В (л.д.141). Данный факт Управляющий не опроверг. Ответ на указанный запрос Инспекция направила в адрес финансового управляющего 11.03.2019, то есть в рамках срока, установленного абзацем 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона № 127-ФЗ. При рассмотрении позиции Управляющего, изложенной в жалобе, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предложенная заявителем трактовка норм права, а также его действий и действий Инспекции, выводы, сделанные судом первой инстанции, не опровергают и позицию Управляющего по рассматриваемому спору
Постановление № А56-48129/17 от 16.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
участии должника в управлении коммерческими организациями, Сведений о доходах должника за три года до введения процедуры реструктуризации долгов. 11.05.2017 налоговый орган в ответ на запрос направил информацию об открытых счетах должника в кредитных организациях, а также сообщил, что ФИО3 является учредителем следующих юридических лиц: ООО «Гатекс», ООО «Мастер», ООО «Дисконт», ООО «Балтстрой», ООО «Сталкер», ООО «Мик», ООО Алеся СПб». В предоставлении сведений о доходах должника налоговым органом отказано, со ссылкой на положения ст. 102 НК РФ, поскольку испрашиваемые сведения о доходах физического лица составляют налоговую тайну. Жалоба финансового управляющего на действия налогового органа решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 08.06.2017 № 16-13/30289 оставлена без удовлетворения. Считая действия инспекции не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, ФИО2 обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа. Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной
Постановление № А43-17725/2021 от 29.03.2022 АС Волго-Вятского округа
(банкротстве) гражданина; 6) документальной информации о налоговой и бухгалтерской отчетности представленной должником в связи с предпринимательской деятельностью за период 19.02.2018 по настоящее время (при наличии). Письмом от 27.04.2021 № 12-07/005559Дсп Инспекция отказала в предоставлении запрашиваемых сведений. Посчитав отказ налогового органа, формализованный в письме от 27.04.2021 № 12-07/005559ДСП, незаконным, ФИО2 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьями 20.3, 213.9, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии у Инспекции обязанности по предоставлению финансовому управляющему сведений о расчетных счетах должника и его супруги в кредитных организациях, а также сведений из ЕГРЮЛ о принадлежности указанных лиц к руководителям или учредителям (участникам) юридических лиц за период с 19.02.2018 по настоящее
Постановление № А82-10043/19 от 09.07.2020 АС Ярославской области
материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, отказ налогового органа в предоставлении запрашиваемых сведений противоречит Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и нарушает права и законные интересы финансового управляющего. Сведения о наличии зарегистрированных за ФИО4 транспортных средствах, объектах недвижимости и земельных участках, сведения о юридических лицах, в которых ФИО4 является учредителем или руководителем, а также сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях не составляют налоговую тайну и могут быть предоставлены по запросу финансового управляющего. Инспекция – единственный государственный орган, который обладает сведениями о юридических лицах, в которых ФИО4 является учредителем или руководителем, и сведениями об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях данного лица. Кроме того, налоговый орган нарушил сроки предоставления информации по запросу финансового управляющего . Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе. Инспекция и Управление в отзывах и представители налоговых органов в судебном заседании отклонили