ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предотвращение самовольного пользования недрами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росприроднадзора от 06.09.2018 N 351 (ред. от 29.05.2019) "Об утверждении Ведомственной программы комплексной профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы"
осуществляется Росприроднадзором на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293. Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения, при этом для принятия соответствующих мер материалы передаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Органами Росприроднадзора в 2017 году выявлены 2611 нарушений, связанных с невыполнением
Письмо ФНС РФ от 16.08.2006 N ММ-6-21/816@ "О безлицензионном пользовании недрами"
государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр. Таким образом, в случае осуществления деятельности лица на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на указанном участке недр отсутствует. В то же время на основании статьи 51 Закона "О недрах" вред, причиненный государству, в случае если участок недр не передан в пользование, подлежит возмещению. При этом вопрос предотвращения самовольного пользования недрами входит в совместную компетенцию Росприроднадзора и Ростехнадзора, что установлено Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293. Налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству, т.к. в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506,
Постановление № Ф03-2176/18 от 27.06.2018 АС Хабаровского края
приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196 (далее - Административный регламент), Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее - пользователи недр), требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения). В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению
Постановление № А19-16932/17 от 24.09.2018 АС Восточно-Сибирского округа
№ 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде». Росприроднадзор по Иркутской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Иркутской области. Одной из функций Росприроднадзора является предотвращение самовольного пользования недрами (пунктом 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293). Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей
Постановление № А74-14955/17 от 29.08.2018 АС Восточно-Сибирского округа
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2012 № 196, Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее – пользователи недр), требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения). При этом суды правильно указали на то, что непринятие контролирующим органом соответствующих мер и невыполнение возложенных на него контролирующих функций не является основанием для изменения начала исчисления срока исковой давности. В таком случае риск наступления негативных последствий несет лицо, которое не выполнило каких-либо публичных обязательств. Как указано выше, ГУП РХ «Орджоникидзевское ДРСУ» была выдана лицензия серии АБН номер 80023ТР от 20.03.2008 на
Решение № 21-312 от 25.12.2018 Тульского областного суда (Тульская область)
и привлечению юридического лица к административной ответственности являются необоснованными исходя из следующего. В соответствии с п.п.«а», «л» п.4 постановления Правительства РФ от 12 мая 2005 года №293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор за соблюдением недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, предотвращение самовольного пользования недрами . В силу п.3 ст.2.3 Федерального закона от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки. Согласно п.7 ст.12 Федерального закона от 21 февраля 1992 года №2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части
Решение № 12-172/19 от 04.01.2019 Зейского районного суда (Амурская область)
DX300 c установленным гидровращателем Delta RD-25, наружный диаметр бурения 250 мм, насадки для гидровращателя Delta RD-25, устья буровых скважин диаметром 250 мм; если допустить, что буровые работы на участке недр по лицензии БЛГ 02298 БР осуществляет не ООО «ЗДК «Витязь», нельзя считать, что указанное юридическое выполняет обязательства, установленные действующим законодательством, Общество при пользовании недрами на основании указанной лицензии не обеспечивает охрану недр, не осуществляет систематический контроль за их состоянием, а именно не обеспечивает предотвращение самовольного пользования недрами иными лицами, что создает угрозу изменения и утраты качеств недр на данной площади объекта окружающей среды и может повлечь их загрязнение и порчу. Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и