ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Прокурорский надзор в сфере оборонно промышленного комплекса - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС22-2290 от 28.03.2022 Верховного Суда РФ
им действующего законодательства, однако решения о проведении проверок, акты проведенных проверок в адрес общества не представлялись. Кроме того, в ходе проверок сотрудники прокуратуры допускали посторонних лиц к участию в данных проверках, которые производили фото и киносъемку. Судами установлено, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», приказа прокурора Московской области от 27.04.2015 № 60, приказа прокурора Московской области от 22.07.2016 № 107, приказа прокурора Московской области от 10.06.2020 № 134 на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса . В соответствии с требованиями названных приказов городской прокуратурой организована работа по системному сбору и анализу сведений, характеризующих состояние законности в сфере оборонно-промышленного комплекса с формированием реестра предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории и формированием накопительных дел в отношении каждой организации, в которые включаются сведения согласно утвержденным Приложениями к указанным
Постановление № А54-6085/2021 от 10.08.2022 АС Центрального округа
доводов кассационной жалобы, отзывов на жалобу. Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителя общества, помощника прокурора, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации №723 «Об организации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса» первым заместителем прокурора Рязанской области принято решение от 09.06.2021 №7-22-2021 о проведении в период с 10.06.2021 по 09.07.2021 проверки соблюдения обществом требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса , в том числе при выполнении государственного оборонного заказа, импортозамещении, ценообразовании, а также требований законодательства о промышленной безопасности. В ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов Ростехнадзора установлено, что на предприятии требования законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации газовых объектов и подъемных сооружений соблюдаются не на должном уровне, а именно: в нарушение требований части 2 статьи 2, статьи 9
Постановление № 13АП-16493/2022 от 29.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 4 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Одним из видов прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, который регулируется Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 N 723 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса" (далее - Приказ N 723). В силу пункта 1 Приказа N 723 прокурорам надлежит рассматривать нарушения законов в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) как одну из угроз безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей надзорной деятельности необходимо считать обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере ОПК, и том числе законодательства о государственном оборонном заказе (далее - ГОЗ), своевременное предупреждение нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере. Из пункта 2.2 Приказа N 723 следует, что при выявлении нарушений законодательства в сфере ОПК
Постановление № А09-10062/18 от 06.03.2019 АС Брянской области
в письменной и устной форме в ходе текущего контроля и, с другой стороны, истребование у проверяемого лица необходимых информации и документов для проведения проверки. Следовательно, различный порядок предоставления требуемой надзорному органу информации, обусловлен особенностями правового регулирования в сфере государственного оборонного заказа, связанного с обеспечением безопасности государства. В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2014 № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» органам прокуратуры предписано обеспечить действенный надзор за исполнением законов в сфере оборонно- промышленного комплекса , организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в оборонно-промышленном комплексе, обеспечить активное проведение работы по профилактике правонарушений в сфере оборонно-промышленного комплекса, проводить иные мероприятия в данной сфере. Получение сведений о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в силу их специфики, возможно в большинстве случаев только путем истребования информации непосредственно у самого предприятия, принимающего участие в исполнении государственного оборонного заказа. Согласно
Постановление № А56-84373/2021 от 06.09.2022 АС Северо-Западного округа
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона № 2202-1). Как следует из Приказа Генерального прокурора РФ от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» (пункт 1) нарушения законов в сфере оборонно-промышленного комплекса следует считать, как одну из угроз безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей надзорной деятельности является обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере ОПК, в том числе законодательства о государственном оборонном заказе, своевременное предупреждение нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере. Согласно статье 22 Закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок, контрольных
Постановление № 20АП-444/20 от 18.03.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре). Одним из видов прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, который регулируется Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» (далее – Приказ №723). В силу пункта 1 Приказа №723 прокурорам надлежит рассматривать нарушения законов в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) как одну из угроз безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей надзорной деятельности необходимо считать обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере ОПК, и том числе законодательства о государственном оборонном заказе (далее – ГОЗ), своевременное предупреждение нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере. Из пункта 2.2 Приказа № 723 следует, что при выявлении нарушений законодательства в сфере ОПК прокурорам
Решение № 2-1049/2022 от 27.06.2022 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
«Тамбоваппарат» принят на работу в отдел главного механика на должность электрогазосварщика. Дополнительным соглашением от к трудовому договору в связи с реорганизацией АО «Завод «Тамбоваппарат» путем присоединения к Акционерному обществу «Тамбовский завод «Октябрь» работник осуществляет трудовую деятельность в АО «ТЗ Октябрь», переводится на должность электрогазосварщик 6 разряда ремонтно-механического цеха . Прокуратурой Советского района г. Тамбова на основании поручения Прокуратуры Тамбовской области от 15.03.2022 «Об активизации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения законодательства АО «ТЗ «Октябрь» в части охраны труда работников предприятия оборонно-промышленного комплекса . В ходе проведения проверки установлено, что вопреки п. 17 Типовых норм работник АО «ТЗ «Октябрь» электрогазосварщик ФИО1 не обеспечен на 2022 год предусмотренными средствами индивидуальной защиты, а именно: костюмом для защиты от искр и брызг расплавленного металла - 1 шт.; ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла - 2 пары; перчатками с полимерным покрытием или
Решение № 2-1045/2022 от 27.06.2022 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
принят на работу в отдел главного энергетика на должность слесаря-сантехника. Дополнительным соглашением от к трудовому договору в связи с реорганизацией АО «Завод «Тамбоваппарат» путем присоединения к Акционерному обществу «Тамбовский завод «Октябрь» работник осуществляет трудовую деятельность в АО «ТЗ Октябрь», переводится на должность слесаря-сантехника 5 разряда ремонтно-механического в цех сантехмонтажа . Прокуратурой Советского района г. Тамбова на основании поручения Прокуратуры Тамбовской области от «Об активизации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения законодательства АО «ТЗ «Октябрь» в части охраны труда работников предприятия оборонно-промышленного комплекса . В ходе проведения проверки установлено, что вопреки п. 148 Типовых норм работник АО «ТЗ «Октябрь» слесарь-сантехник ФИО1 не обеспечен на 2022 год предусмотренными средствами индивидуальной защиты, а именно: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 шт., сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском - 1 пара; перчатками с полимерным покрытием - 12 пар; перчатками
Решение № 2-1219/2022 от 07.07.2022 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 комплект; перчатки с полимерным покрытием - 12 пар. ФИО1 на основании трудового договора № 93, заключенного с АО «ТЗ «Октябрь» 13 августа 2021 года принята на работу в ЦКС производственно-диспетчерского отдела на должность комплектовщика изделий и инструмента 4 разряда. Прокуратурой Советского района г. Тамбова на основании поручения Прокуратуры Тамбовской области от 15.03.2022 «Об активизации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения законодательства АО «ТЗ «Октябрь» в части охраны труда работников предприятия оборонно-промышленного комплекса . В ходе проведения проверки установлено, что вопреки п. 51 Типовых норм, работник АО «ТЗ «Октябрь» - комплектовщик изделий и инструментов ФИО1 не обеспечена на 2022 год предусмотренными средствами индивидуальной защиты, о чем свидетельствует отсутствие в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику необходимой информации. Указанные нарушения подтверждаются незаполненной личной карточкой СИЗ ФИО1 (л.д. 10), пояснениями генерального директора АО «ТЗ «Октябрь» ФИО3 на имя прокурора
Решение № 2-1220/2022 от 22.08.2022 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 комплект; перчатки с полимерным покрытием – 12 пар. ФИО1 на основании трудового договора № 226, заключенного с АО «ТЗ «Октябрь» 08.09.2014 и дополнительного соглашения от 02.10.2014 принята на работу в ЦКС производственно-диспетчерского отдела на должность комплектовщика изделий и инструмента 4 разряда. Прокуратурой Советского района г. Тамбова на основании поручения прокуратуры Тамбовской области от 15.03.2022 «Об активизации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения законодательства АО «ТЗ «Октябрь» в части охраны труда работников предприятия оборонно-промышленного комплекса . В ходе проведения проверки установлено, что вопреки п. 51 Типовых норм, работник АО «ТЗ «Октябрь» - комплектовщик изделий и инструментов ФИО1 не обеспечена на 2022 год предусмотренными средствами индивидуальной защиты, о чем свидетельствует отсутствие в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику необходимой информации. Указанные нарушения подтверждаются незаполненной личной карточкой СИЗ ФИО1 (л.д. 9), пояснениями генерального директора АО «ТЗ «Октябрь» ФИО3 на имя прокурора
Решение № 2-1221/2022 от 22.08.2022 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
выдаче: халат и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 комплект; перчатки с полимерным покрытием – 12 пар. ФИО1 на основании трудового договора , заключенного с АО «ТЗ «Октябрь» принята на работу в ЦКС производственно-диспетчерского отдела на должность комплектовщика изделий и инструмента 4 разряда. Прокуратурой Советского района г. Тамбова на основании поручения Прокуратуры Тамбовской области от 15.03.2022 «Об активизации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения законодательства АО «ТЗ «Октябрь» в части охраны труда работников предприятия оборонно-промышленного комплекса . В ходе проведения проверки установлено, что вопреки п. 51 Типовых норм, работник АО «ТЗ «Октябрь» - комплектовщик изделий и инструментов ФИО1 не обеспечена на 2022 год предусмотренными средствами индивидуальной защиты, о чем свидетельствует отсутствие в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику необходимой информации. Указанные нарушения подтверждаются незаполненной личной карточкой СИЗ ФИО1 (л.д. 6), пояснениями генерального директора АО «ТЗ «Октябрь» ФИО3 на имя прокурора