ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичные полномочия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 01АП-5601/2015 от 18.03.2016 Верховного Суда РФ
вид образования подлежит лицензированию. Полагая, что данное решение Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия , должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
Определение № 17АП-6684/2015 от 05.04.2016 Верховного Суда РФ
работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии. Не согласившись с данным предписанием в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2012, 2013 годы, общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия , должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
Определение № 03АП-1998/2021 от 21.12.2021 Верховного Суда РФ
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что она подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия , должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в частности указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и
Постановление № А32-34601/2022 от 13.10.2023 АС Северо-Кавказского округа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда кассационной инстанции г. Краснодар Дело № А32-34601/2022 13 октября 2023 года Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2023 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия – администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 21.12.2022), в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Наш дом – Краснодар"» (ИНН <***>, ОГРН <***>), органов, осуществляющих публичные полномочия – департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>), департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
Постановление № А22-1030/15 от 30.03.2016 АС Северо-Кавказского округа
Решением конкурсной комиссии министерства от 22.05.2014 (протокол комиссии № 1) предпринимателю отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что он относится к субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров. Считая решение конкурсной комиссии незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, уполномоченный по правам обратился в арбитражный суд с заявлением о признании протокола комиссии от 22.05.2014 в указанной части недействительным. В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие публичные полномочия , вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 2 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской
Постановление № 17АП-11283/2023-АК от 20.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
интересов в порядке, установленном этим Кодексом. В силу части 1 статьи 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим Федеральным законом по правилам установленным главой 24 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия , должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Также в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами
Постановление № А56-9063/2023 от 08.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
исковых требований. Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, а также проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия , должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта
Постановление № А32-8785/2021 от 24.01.2024 АС Северо-Кавказского округа
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда кассационной инстанции г. Краснодар Дело № А32-8785/2021 24 января 2024 года Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2024 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н, при участии в судебном заседании от заявителя – гаражно-строительного кооператива № 22 (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия : департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>), департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) и третьего лица – инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по городу Краснодару, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива № 22 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 и постановление Пятнадцатого
Решение № 2А-3029/20 от 07.10.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)
незаконным на основании следующего. Перечень субъектов общественного контроля является открытым. Административный истец Фонд общественного контроля «В поле зрения», является некоммерческой организацией, преследующей общественно полезные цели, в том числе привлечение внимание общественности к общественно значимым проблемам и поиск их решения. Согласно пункту 2.2. устава Фонда, предметом его деятельности является осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия , а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений по применению заброшенных и пустующих зданий и земельных участков в населенных пунктах Иркутской области, по сохранению памятников архитектуры, находящихся под угрозой утраты; сопровождение гражданского проекта по поиску памятников архитектуры, находящихся под угрозой утраты, по привлечению жителей Иркутской области к изменению облика своих городов и появлению новых функциональных пространств. Ссылки в обжалуемом решении на вид деятельности Фонда как
Решение № 2-3339/2023УИД от 05.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)
осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентирует порядок организации и осуществления общественного контроля. Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях
Решение № 2-172/2023 от 08.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)
осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентирует порядок организации и осуществления общественного контроля. Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия установлены Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года №1491. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления,