ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регистрация транспортного средства несколько собственников - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Верховного Суда РФ от 25.01.2006 N ГКПИ05-1580 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 96 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59>
что при выдаче дубликатов свидетельств о регистрации, паспортов, регистрационных знаков транспортных средств взамен утраченных, непригодных для пользования, не соответствующих действующим стандартам или утвержденным в установленном порядке образцам либо срок действия которых истек, совершаются действия, предусмотренные пунктами 53, 58 - 61.2, 63 - 65, 69, 70, 74, 75 Правил, при условии выполнения требований, установленных пунктом 81 Правил. В соответствии с пунктом 58 Правил (включенным в раздел III "Подготовка к регистрации и регистрация транспортных средств регистрационными подразделениями") принимаются к рассмотрению заявления собственника или владельца транспортного средства, истребуются сведения и документы, необходимые для регистрации транспортных средств. Перечень документов, необходимых для регистрации транспортных средств, приведен в пункте 35 Правил. Согласно подпункту "з" указанного пункта для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность
Решение Верховного Суда РФ от 02.07.2014 N АКПИ14-582 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605>
форме. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств закреплены в статье 16 данного федерального закона и выражаются в возложении на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства, обязанности по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии. Конкретизируя данные требования, пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" устанавливает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2011 N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко"
документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос об обязательности государственной регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД и опираясь на правовые позиции, сформулированные им в Постановлениях от 17 декабря 1996 года N 20-П и от 31 мая 2005 года N 6-П, указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так
Определение № А40-130659/19 от 04.08.2021 Верховного Суда РФ
ограниченной ответственностью «Монтаж Плюс». Последнее на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 09.06.2018 ликвидировано. Общество, став собственником бульдозера в 2011 году, не обращалось к лизингодателю и его правопреемникам с требованием передать паспорт самоходной машины (далее – ПСМ) и переоформить регистрацию транспортного средства. Общество обратилось 25.02.2019 в Объединение с заявлением о переоформлении транспортного средства с выдачей дубликата ПСМ бульдозера и свидетельства о регистрации машины, предоставив документы, подтверждающие переход права собственности. ПСМ Общество не представило, поскольку лизингодатель не передал ему данный документ. Объединение в лице Инспекции отказало Обществу в переоформлении техники, сославшись на то, что произвести регистрационные действия по снятию техники с регистрационного учета за прежним собственником и постановке на учет за Обществом возможно только при наличии ПСМ, дубликат которого выдается в случае его утраты или порчи, чего в данном случае не произошло, и представлении документов, предусмотренных специальными правилами. Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из следующего: в
Кассационное определение № 6-КА20-1 от 05.06.2020 Верховного Суда РФ
автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399. Также в пункте 46 названных Правил указано, что в отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, регистрационные действия производятся после снятия указанных запретов или ограничений. Реализация арестованного имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем совместно с территориальным органом Росимущества в полном объеме, то есть с передачей транспортного средства, договора купли-продажи новому собственнику и инициированием соответствующих регистрационных действий в уполномоченном органе внутренних дел. Исходя из содержания обозначенных выше приказов МВД России, судебные приставы-исполнители в
Определение № 18-КГ19-9 от 16.04.2019 Верховного Суда РФ
транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств,
Постановление № А44-2729/14 от 23.03.2015 АС Северо-Западного округа
находился в собственности у Общества, транспортное средство имело регистрационные знаки. Начальник отдела, отказывая в регистрации транспортного средства, сослался на пункт 13 Правил № 1001, которым определено, что не производится восстановление регистрации утилизированных транспортных средств, а также транспортных средств, регистрация которых прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией, поданного в регистрационное подразделение. Однако в данном случае Общество обратилось с заявлением не о восстановлении регистрации транспортного средства, а о регистрации транспортного средства за новым собственником . Пунктом 3 Правил № 1001 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым не подлежат регистрации транспортные средства и не проводятся регистрационные действия. Кроме того, пункт 24 Административного регламента также содержит перечень оснований, при наличии которым государственная услуга не предоставляется. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что такое основание как снятие с учета транспортного средства в связи с его утилизаций в них не предусмотрено. Апелляционный суд также обосновано ссылается на то, что выбор конкретной
Постановление № А76-52645/20 от 08.12.2021 АС Уральского округа
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для отказа предприятию в снятии с регистрационного учета погрузчика. Выводы суда поддержаны апелляционным судом с учетом следующего. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Соответственно, необходимым условием для реализации собственником принадлежащих ему имущественных прав в отношении транспортных средств является его регистрация. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 938) регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не
Постановление № А56-97806/2021 от 23.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
VIN Х89МХ2G0АD0DF8011; Номер шасси (рамы) WDB9505311L811217; Номер кузова (прицепа) Х89МХ2G0АD0DF8011; № двигателя: 902915С1051590; Объем двигателя, см куб. 6374.000; Мощность двигателя, кВт 210.000; Мощность двигателя, л.с. 286.000; Первичный ПТС (уникальный номер регистрации) 78НУ270922; Наименование технологической операции Изменение собственника (владельца); Наименование регистрационного документа Свидетельство о регистрации транспортного средства (приказ МВД России № 346-93); Серия и номер регистрационного документа 7839629154; Дата выдачи регистрационного документа 16.09.2015; Дата актуальности сведений: 13.08.2021. MG2G; 2013 г.в.; государственный регистрационный номер В824ТС47; VIN X89MG2G0AD0DF8010; Номер шасси (рамы) WDB9720721L723727; № двигателя: 1924920C1001660; Объем двигателя, см куб. 4801.000; Мощность двигателя, кВт 160.300; Мощность двигателя, л.с. 218.000; Первичный ПТС (уникальный номер регистрации) 78НО699102; Наименование технологической операции Изменение собственника (владельца); Наименование регистрационного документа Свидетельство о регистрации транспортного средства (приказ МВД России № 346-93); Серия и номер регистрационного документа 4742369078; Дата выдачи регистрационного документа 24.01.2017; Дата актуальности сведений: 13.08.2021. 06.10.2021 в рамках исполнительного производства №3002219/21/47021-ИП заместителем старшего судебного пристава вынесено постановление об отмене
Постановление № А56-12893/2023 от 19.07.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
03.02.2023. 10. Специализированной автомобиль ЭД405А2; 2015г.в.; г/н В209УЕ47; VIN X5V696615F0000452; номер шасси (рамы) XTC651114E2455108; номер кузова (прицепа) 2383901; № двиг: 740662E2768709; объем двигателя, см куб. 11762.000; мощность двигателя, кВт 221.000; мощность двигателя, л.с. 300.000; первичный ПТС (уникальный номер регистрации) 67ОК800115; наименование технологической операции изменение собственника (владельца); наименование регистрационного документа свидетельство о регистрации транспортного средства (приказ МВД России № 346-93); серия и номер регистрационного документа 9906203687; дата выдачи регистрационного документа 13.09.2018; дата актуальности сведений: 03.02.2023. 11. Прицеп Istrail PL 03/2B; 2013г.в.; г/н АУ873347; VIN SZFPL0300DLD08784; номер шасси (рамы) SZFPL0300DLD08784; первичный ПТС (уникальный номер регистрации) 78ОХ628442; наименование технологической операции изменение собственника (владельца); наименование регистрационного документа свидетельство о регистрации транспортного средства (приказ МВД России № 346-93); серия и номер регистрационного документа 9909284023; дата выдачи регистрационного документа 11.12.2018; дата актуальности сведений: 03.02.2023. 12. Автомобиль MTGGS; 2014г.в.; г/н О454ЕУ47; VIN XETMTGS2EE0000009; номер шасси (рамы) WMA56WZZ5FL070323; № двиг: 51539880173991; объем двигателя, см куб. 12419.000; мощность двигателя,
Апелляционное определение № 33-1438/17 от 27.09.2017 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Предусмотренная указанным постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 регистрация является не государственной регистрацией перехода права собственности, установленной п. 2 ст. 223 ГК РФ, а государственной регистрацией самого транспортного средства, имеющей учетный характер, при этом государственная регистрация автотранспортных средств имеет своей целью подтверждение владения лицом транспортным средством в целях государственного учета. В силу п. 4 Правил регистрации автотранспортного средства и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г., собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления,