ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Реклама алкоголя - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 309-АД15-14583 от 24.11.2015 Верховного Суда РФ
продаже алкогольной продукции, в том числе в арендуемом по договору от 26.09.2013 № Ал-О-41-07/2013 помещении по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Просторная, 23, офис 2. Антимонопольным органом 26.02.2014 в порядке осуществления государственного контроля в целях проверки соблюдения требований законодательства о рекламе проведена проверка, по ее результатам составлен акт от 26.02.2014, в котором зафиксировано, что в жилом доме, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Просторная, 19/5, по почтовым ящикам жильцов распространялась рекламная листовка следующего визуально-графического и текстового содержания: изображение бутылок с алкогольной продукцией с указанием наименования, страны происхождения и цены, реализуемых в магазине «Красное & Белое» по адресу: г. Оренбург, ул. Просторная, 23, сопровождаемая текстом: «чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». В листовке указана информация об открытии магазинов «Красное & Белое» по адресу: г. Оренбург, ул. Просторная, 23, с приложением схемы, графика работы магазина и указанием телефона единой справочной службы. Также в листовке содержалась анкета покупателя, которую предлагается заполнить
Постановление № А65-3070/2018 от 02.07.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, в УФАС России по РТ через Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан поступило обращение (от 11.09.2017 вх.№ 18123) по факту распространения рекламы алкогольной продукции магазином «ПИВБЕРРИ» по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 33Б. Основания для обращения с заявлением указана бегущая строка в магазине «Пивберри» по адресу: пр. Мира, д. 33 Б, по которой транслируется информация- реклама алкоголя . Бегущая строка установлена на информационной конструкции, установленной с торца магазина «Пивберри» по адресу: пр. Мира, д.33 Б. Установив признаки нарушения законодательства о рекламе, антимонопольный орган возбудил дело № 08-188/2017. В целях устранения допущенного нарушения законодательства о рекламе, ОАО «Булгарпиво» прекратило трансляцию рекламы по «Бегущей строке», отключив подачу электропитания на конструкцию с «Бегущей строкой» по указанному адресу, отсоединив питающую кабельную линию от распределительного шкафа и вводных клемм информационной конструкции «Бегущей строки». Об устранении допущенного
Постановление № А38-3890/18 от 16.01.2019 Первого арбитражного апелляционного суда
продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на страницах 4-7 № 232/ 20 июня - 3 июля /2017 и страницах 6-7 № 238/ 12-25 сентября /2017 размещалась реклама алкоголя с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции (пиво, винный напиток, шампанское). При этом журналы распространялись вне магазинов - в жилых домах. Таким образом, спорная реклама нарушает требования части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе. Следовательно, вывод Управления о признании рекламы ненадлежащей признается обоснованным. Довод Общества о том, что оно не является субъектом правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку
Постановление № А38-4052/18 от 31.01.2019 Первого арбитражного апелляционного суда
продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на страницах 4-7 журнала № 232/ 20 июня - 3 июля /2017 и страницах 6-7 журнала № 238/ 12-25 сентября /2017 размещалась реклама алкоголя с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции (пиво, винный напиток, шампанское); журналы распространялись вне магазинов - в жилых домах. Таким образом, спорная реклама нарушает требования части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе. Следовательно, вывод административного органа о признании рекламы ненадлежащей является обоснованным. Доводу ООО «Лабиринт-Волга» о том, что оно не является субъектом правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку решением по делу № А38-2104/2018
Решение № 2-2193/2016 от 10.10.2016 Бердского городского суда (Новосибирская область)
добавок, витаминов; содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды; обращаться к несовершеннолетним. Как следует из п. 8 ч. 2 ст.21 Федерального закона №38-ФЗ, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в сети «Интернет». В обоснование заявления прокурором г.Бердска представлены распечатки с сайта, где указан ассортимент алкогольной продукции, ее цена, контактные телефоны, а также сведения о том, где можно ее заказать, способы оплаты алкогольной продукции (л.д. 7-12). Таким образом реклама алкоголя и его продажа неопределенному кругу лиц, в том числе – несовершеннолетним, возможна круглосуточно. Продажа алкоголя таким способом и в таком режиме способствует совершению административных правонарушений, нарушению правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации охрану здоровья, нравственности. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа
Решение № 2-2197/2016 от 28.09.2016 Бердского городского суда (Новосибирская область)
полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов; содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды; обращаться к несовершеннолетним. Как следует из п. 8 ч. 2 ст.21 Федерального закона №38-ФЗ, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в сети «Интернет». В обоснование заявления прокурором г.Бердска представлены распечатки с сайта, где указан ассортимент алкогольной продукции, ее цена, контактные телефоны. Таким образом, реклама алкоголя и его продажа неопределенному кругу лиц, в том числе – несовершеннолетним, возможна круглосуточно. Продажа алкоголя таким способом и в таком режиме способствует совершению административных правонарушений, нарушению правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации охрану здоровья, нравственности. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа
Решение № 2А-4729/2016 от 20.12.2016 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)
(ОГРН 1027403870119), ООО "МАВТ-Ритейл" (ОГРН 1057424596569) о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, установил: Прокурор г. Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением к ООО "Фирма "МАВТ" о признании запрещенной к распространению на территории России информации, размещенной в сети "Интернет" по адресу www.mavt.ru. В обосновании административного искового заявления указано, что по вышеуказанному адресу размещена информация о возможности приобретения алкоголя в ночное время, о возможности приобретения алкоголя дистанционным способом, а также реклама алкоголя . Кроме того, доступ к информации по указанному адресу могут свободно получить несовершеннолетние, что пагубно влияет на их здоровье и развитие. Административное дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства. Определением судьи Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 16.11.2016 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ООО "Фирма "МАВТ-Ритейл", из числа заинтересованных лиц исключена сеть алкомаркетов ГК "МАВТ ВиноТека". Старший помощник прокурора г. Челябинска Звонарева Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила
Решение № 2-2178/2016 от 27.09.2016 Бердского городского суда (Новосибирская область)
к несовершеннолетним. Как следует из п. 8 ч. 2 ст.21 Федерального закона №38-ФЗ, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в сети «Интернет». В обоснование заявления прокурором г.Бердска представлены распечатки с сайта, где указан ассортимент алкогольной продукции, ее цена, контактные телефоны, а также сведения о том, где можно ее заказать, что оплата производится при получении алкогольной продукции наличными курьеру. Также указано на то, что при приобретении магнитика алкоголь идет в подарок (л.д. 7-12). Таким образом реклама алкоголя и его продажа неопределенному кругу лиц, в том числе – несовершеннолетним, возможна круглосуточно. Продажа алкоголя таким способом и в таком режиме способствует совершению административных правонарушений, нарушению правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации охрану здоровья, нравственности. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа