ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ремонт имущества в оперативном управлении - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-10209 от 05.10.2021 Верховного Суда РФ
ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса). Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит в том числе право оперативного управления (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса). В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении
Определение № 08АП-10768/2014 от 19.08.2015 Верховного Суда РФ
пунктами 11, 16, 28, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и исходили из того, что собственник нежилого помещения наряду с собственниками квартир несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, Территориальное управление указывает следующее. В силу статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, и включает в себя полномочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правам собственника, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством. Учреждение и казенное предприятие, за
Постановление № А56-23299/2022 от 21.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
момента их государственной регистрации. Право хозяйственного ведения имуществом, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника. Следовательно, обладатели права хозяйственного ведения в силу закона с момента возникновения такого права обязаны нести расходы, как на содержание общего имущества, так и осуществлять оплату взносов на капитальный ремонт. Статьями 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении , не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если
Постановление № 17АП-6461/2022-ГК от 13.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги. Таким образом, в силу статей 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатели права оперативного управления с момента его возникновения должны содержать переданное им имущество, что обуславливает их обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание жилых (нежилых) помещений и взносов на капитальный ремонт. Пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 27.11.2019, статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении , не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют иную правовую природу, нежели коммунальные услуги и содержание жилого помещения, они (взносы) носят накопительный возмездный характер, который будет реализован в будущем для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Как
Постановление № 17АП-8225/2022-ГК от 23.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги. Таким образом, в силу статей 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатели права оперативного управления с момента его возникновения должны содержать переданное им имущество, что обуславливает их обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание жилых (нежилых) помещений и взносов на капитальный ремонт. Пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении , не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют иную правовую природу, нежели коммунальные услуги и содержание жилого помещения, они (взносы) носят накопительный возмездный характер, который будет реализован в будущем для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Как
Постановление № 17АП-14079/2023-ГКУ от 17.01.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
спорные объекты, по которым образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт, были переданы ответчику не по договору купли-продажи (сделке), не в порядке универсального правопреемства (реорганизация юридических лиц), а согласно актам органа государственной власти. Указанные акты государственного органа носит императивный характер, ответчик не вправе отказаться от приема в оперативное, управление государственного имущества. Таким образом, перезакрепление Министерством обороны РФ имущества между подведомственными ему организациями само по себе не является гражданско- правовыми отношениями и при издании соответствующих приказов о закреплении недвижимого имущества не влечет перехода права собственности подлежащего государственной регистрации, в том понимании, которое содержится в положениях гражданского законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и сложившейся правоприменительной судебной практики. Перезакрепление объектов недвижимости на праве оперативного управления за ответчиком ФГАУ «Росжилкомплекс», само по себе не предусматривает переход неисполненных обязанностей предыдущего лица, в чьем ведении, оперативном управлении находились объекты недвижимости, не предусматривает ответственности по неоплате взносов на
Постановление № А60-2073/2023 от 02.10.2023 АС Уральского округа
хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Таким образом, в силу статей 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатели права оперативного управления с момента его возникновения должны содержать переданное им имущество, что обуславливает их обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание жилых (нежилых) помещений и взносов на капитальный ремонт. Следовательно, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления , с момента возникновения такого права распространяются требования Жилищного кодекса по содержанию общего имущества в МКД и уплате взносов на капитальный ремонт. Суд апелляционной инстанции исследовал и отклонил доводы ответчика об отсутствии обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт в период с 01.12.2019 по 22.10.2021, то есть до момента закрепления за Управлением спорного помещения на праве оперативного управления распоряжением от 22.10.2021 № 66-1244-р Территориального управления Росимущества в Свердловской области. При