ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Случаи признания нормативных правовых актов утратившими силу - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А56-30753/2022 от 14.09.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу. Если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги или нормативы потребления коммунальных услуг (пункт 8 Постановления № 63). Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан 21.05.2021 № 354 от 21.05.2021 (далее – Постановление № 354) установлен норматив накопления ТКО в размере 0,92 кубометра, то есть в размере, учтенном Компанией при расчете задолженности. Из пункта 2 Постановления № 354 следует, что оно распространяется на отношения, возникшие с 13.04.2021. После признания утратившим силу норматива накопления ТКО в размере 0,92 кубометра, утвержденного Постановлением № 922, не установлен заменяющим нормативным правовым актом иной норматив. Суды в деле № А56-37832/2021 учтя, что решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.12.2020 по делу № 3а-572/2020 вступило
Решение № А13-6010/13 от 12.08.2015 АС Вологодской области
нормативном акте, применение которого может привести к нарушению прав индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в части расчетов с организацией коммунального комплекса. Хозяйствующие субъекты не могут защитить свои права, которые считают нарушенными, ни посредством оспаривания нормативного правового акта в суде, ни посредством искового производства по спору с контрагентами, поскольку прекращение производства по делу, лишает их права на судебную защиту. В рассматриваемом случае индивидуальные предприниматели Роздухов М.Е., Щапин А.Н., ООО «Титан» и Вологодское УФАС обратились в суд с заявлениями о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта, до признания его утратившим силу решением Вологодской городской Думы от 25.06.2015 №406. Нарушение прав заявителей, публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подтверждается материалами дела. С учетом изложенного, суд отклоняет ходатайство Вологодской городской Думы о прекращении производства по делу ввиду признания оспариваемого решения утратившим силу. Принимая во внимание изложенное, решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 №1392 «Об установлении на 2013-2016 годы закрытому акционерному
Апелляционное определение № 66А-3370/2021 от 16.11.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции
законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса). В силу части 1 статьи 210 названного кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 октября 2015 года N 2473-О и постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П констатировал, что проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя. Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную