ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Стандарт дошкольного образования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 11-АПА19-8 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 данного Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (подпункт 2 пункта 3 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, устанавливает, что реализация образовательной программы дошкольного образования (далее - программа) обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации (пункт 3.4.1). Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются
Определение № А58-8414/18 от 04.12.2019 Верховного Суда РФ
Республики Саха (Якутия) от 19.06.2018 № 01-04/0904 к муниципальному образованию «Алданский район» в лице администрации применены бюджетные меры принуждения вследствие выявленных бюджетных правонарушений, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств, предоставленных в 2016-2017 годах в виде субвенций и субсидий из бюджета Республики Саха (Якутия), в частности: - 1 116 466 рублей субсидии на реализацию патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); - 2 045 112 рублей 51 копейки субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования ; - 2 349 275 рублей 29 копеек субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по направлению «Развитие северного домашнего оленеводства». Признавая в указанной части приказ министерства соответствующим действующему законодательству, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 38, 139, 140, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Определение № А04-7894/19 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ
устранению причин, приводящих к нецелевому использованию бюджетных средств, и о возмещении в доход областного бюджета денежных средств, использованных не по целевому назначению. Не согласившись с представлением, школа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), Федеральными стандартами дошкольного образования , начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденными приказами Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413 соответственно, признали оспариваемое представление незаконным и удовлетворили заявление. При этом суды исходили из того, что оплата труда главного бухгалтера и оплата услуг по информационно-технологическому сопровождению программного обеспечения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ должна осуществляться за счет
Определение № А40-201202/17 от 29.12.2020 Верховного Суда РФ
арендодателя (общества «Премиум») вследствие ненадлежащего исполнения арендатором (общество «Интересная Академия Щукино») обязательств; доказательства согласования истцом всего установленного экспертным заключением объема неотделимых улучшений отсутствуют. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 15, 450, 611, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, пришла к выводу, что арендодатель не получил в пользование земельный участок, необходимый для функционирования дошкольного образовательного учреждения в арендуемом помещении в соответствии с установленными требованиями. В то же время при разрешении спора суд апелляционной инстанции не принял во внимание указанное обстоятельство, не учел характер и назначение арендуемого имущества и не дал оценки возможности использования помещения по целевому назначению без предоставления
Постановление № А15-502/17 от 01.11.2017 АС Северо-Кавказского округа
для осуществления присмотра и ухода за детьми относятся организация питания, медицинское обслуживание, соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. При предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми должны учитываться санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Данные полномочия относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда, занятых на перечисленных работах работников муниципальных образовательных организаций. Разделом II Методических рекомендаций установлено, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет требования к кадровому обеспечению образовательного процесса, которые, наряду с требованиями к предметно-пространственной среде и материально-техническому обеспечению реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения. За счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих, в соответствии с ФГОС ДО, реализацию Программы: воспитатели, в том числе старшие воспитатели; прочие педагогические работники, с учетом требований примерных образовательных
Постановление № А58-6115/18 от 09.01.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
Направление и оплата денежных обязательств за счет средств субвенции на обеспечение государственного стандарта дошкольного образования по целевому назначению учреждением подтверждено отчетом об использовании межбюджетных трансфертов из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и платежными поручениями. Согласно пункту 2.1 «Порядка предоставления и расходования субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 № 117, субвенции на государственный стандарт дошкольного образования предоставляются в соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований. Обязанности сторон, предусмотренные Соглашением, заключенным между МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) о предоставлении субвенции на государственный стандарт дошкольного образования на 2017 год со стороны МР «Горный улус», в лице учреждения, выполнены в полном объеме. В течение 2017 года учреждение, являющееся главным распорядителем средств субсидии на
Апелляционное определение № 22О0000-01-2021-002065-55 от 07.07.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
акта не было учтено, что единственным основанием для признания нормативного правового акта не действующим является его несоответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методические рекомендации и разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, на которые ссылается суд в обоснование принятого решения, нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 не может толковаться расширительно, возлагая на органы власти субъектов Российской Федерации осуществление расходов бюджета. Судом первой инстанции не указано на положения федеральных законов, либо законов Алтайского края, в соответствии с которыми в расчет нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ и субвенций из краевого бюджета подлежат включению расходы на заработную плату обслуживающего (вспомогательного) персонала дошкольных образовательных организаций, осуществляющего