ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФАС России от 31.05.2021 N 523/21 "Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных вагонах на 2021 год и его прогнозного уровня на 2022 год для акционерного общества Транспортная компания "Гранд Сервис Экспресс"
и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов АО ТК "Гранд Сервис Экспресс" (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 2019 года, регистрационный N 55492), содержащимся в приложениях 1 - 14, 19 - 22, 38 - 44 и 47 - 48 к тарифам на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, утвержденным приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, проиндексированным на 2022 год с учетом параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, без учета графика гибкого регулирования тарифов для АО ТК "Гранд Сервис Экспресс" при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 1,402. 3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой. Руководитель М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ ------------------------------------------------------------------
Приказ ФАС России от 11.05.2021 N 451/21 "Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2021 год и его прогнозного уровня на 2022 год"
пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования по регулируемым государством тарифам, прогнозный уровень экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах на 2022 год в виде следующих прогнозных корректирующих коэффициентов к действующим с 1 января 2022 года тарифам на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, утвержденным приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, проиндексированным на 2022 год с учетом параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, без учета графика гибкого регулирования тарифов: 2.1. для акционерного общества "Пассажирская компания "Сахалин": - при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 1,782; - при проезде пассажиров в общих вагонах - 4,412. 2.2. для акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии": - при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 6,569; - при проезде пассажиров
Приказ ФСТ России от 19.08.2011 N 506-Т (ред. от 23.07.2013) "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2011 N 22149)
от 10 декабря 2008 г. N 950 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5971). 2. Настоящий Порядок определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок согласно Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051), а также по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении согласно подпункту "а" пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950 (Собрание законодательства Российской
Постановление Правительства РФ от 07.04.2007 N 207 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах"
Правительства РФ от 14.11.2007 N 778, от 27.01.2009 N 36, от 30.12.2009 N 1172, от 31.12.2009 N 1210, от 28.12.2010 N 1171, от 21.03.2012 N 220, от 04.09.2015 N 941, от 15.06.2016 N 536, от 03.07.2018 N 779) 1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах (далее соответственно - потери в доходах, субсидия). Субсидия предоставляется организации железнодорожного транспорта, осуществившей перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах по регулируемым государством тарифам в целях компенсации потерь в доходах (далее - организация). (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.07.2018 N 779) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Субсидия предоставляется в размере потерь в доходах, которые определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения экономически
Апелляционное определение № 20-АПА19-3 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением перевозки пассажиров в пригородном сообщении, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями. В соответствии с пунктом 33 названного Порядка при непредоставлении субъектом естественной монополии запрашиваемых в соответствии с пунктом 32 документов или представлении неполного перечня документов орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение о начале процедуры рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен ( тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, оказываемые данным субъектом естественной монополии, на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих тарифов. Согласно материалам дела, АО «СКППК», являющееся субъектом естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, 18 июля 2017 г. обратилось в РСТ Республики Дагестан с заявлением об установлении тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на 2018 год, предоставив обосновывающие
Апелляционное определение № 22-АПА19-1 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ
органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, определяются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1 статьи 8 Закона № 17-ФЗ). Основным методом государственного регулирования указанных тарифов является метод экономически обоснованных затрат (пункт 13 Положения № 643). Величина подлежащих установлению тарифов, сборов и платы определяется регулирующим органом на основе необходимой валовой выручки, которая рассчитывается с учетом предусмотренных Положением № 643 и Методикой № 235-т/1 расходов субъекта регулирования (пункт 14 Положения № 643). Пунктом 5 Методики № 235-т/1 определено, что расчет экономически обоснованных затрат компании пригородных пассажирских перевозок на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении выполняется на основе информации об объемных показателях работы компании пригородных пассажирских перевозок по виду деятельности
Апелляционное определение № 87-АЛА19-3 от 25.07.2019 Верховного Суда РФ
федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. № 235-Т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика № 235-т/1), которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики № 235-т/1). Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент по ценам и тарифам Костромской области) согласно Положению о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденному постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а (далее - Положение), осуществляет государственное регулирование экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг)
Определение № 310-ЭС14-7828 от 13.05.2015 Верховного Суда РФ
государственной власти Курской области в вопросе компенсации убытков. Основные разногласия сторон касались обоснованности расходов, понесенных обществом на пригородные перевозки железнодорожным транспортом. Расходы перевозчика должны возмещаться за счет провозной платы. Перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к естественномонопольным видам деятельности, подлежащим государственному ценовому регулированию, осуществляемому посредством установления цен (тарифов). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном Уставом железнодорожного транспорта порядке. Порядок исчисления размера тарифов определяется правилами перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом (пункт 1 статьи 424, статья 785, пункт 2 статьи 790 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2, пункты 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статьи 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статья 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ).
Постановление № А62-4775/17 от 30.08.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
(далее – постановление № 643) утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня). Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике является органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) и, соответственно, устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении (пункт 1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09.07.2012 № 432). Согласно статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и
Постановление № А48-10054/20 от 06.08.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
политике Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 года № 408 предусмотрено, что Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги). Подпунктом 59 пункта 4 Положения закрепляется, что Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости
Постановление № А72-16332/15 от 26.10.2017 АС Поволжского округа
связанных с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом, в соответствии с которым правом на получение субсидий обладают юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ульяновской области по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области, субсидирование осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год. Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.06.2012 № 06-200 утверждены и введены в действие с 01.07.2012 тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров (перевозку пассажиров железнодорожным транспортом) в пригородном сообщении на территории Ульяновской области, осуществляемые Обществом (полный и детский билеты). Общество в 2012 году в соответствии с указанным выше контрактом осуществляло перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Ульяновской области, предоставляя Министерству транспорта соответствующие отчеты. В период июль – ноябрь 2012 года перевозка пассажиров осуществлялась по тарифу 12 руб. за одну десятикилометровую зону. При этом с просьбой об установлении тарифа в размере 12
Постановление № А56-30237/14 от 03.04.2015 АС Северо-Западного округа
Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту «б» пункта 2.7 Положения о Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274, Комитет устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении. При этом завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), в силу части 1 статьи 14.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном
Постановление № 13АП-12792/2015 от 21.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов. Оформление проезда в поезде пригородного сообщения пассажирам, проезжающим с указанных станций без проездных документов, должно производиться с помощью переносной контрольной техники (ПКТК) всем категориям пассажиров с выдачей разового билета и чека об уплате сбора. В случае отсутствия или неисправности ПКТК оформление перевозок пассажиров производится в ручную. Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 № 119-02н/13 были утверждены тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляемые обществом на территории Калининградской области, которые действовали в период с 01.01.2014 по 14.01.2015. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, утратили силу 11.08.2014 в связи с изданием приказа Минтранса России от 19.12.2013 № 473, которым с 12.08.2014 введены в действие новые Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, которыми предусмотрено: - оформление проездных документов (билетов) на поезда
Решение № 3А-15/20 от 03.03.2020 Орловского областного суда (Орловская область)
их предельных уровней. Положением об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 408, предусмотрено, что Управление является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги). В соответствии с подпунктом 59 пункта 4 этого Положения Управление устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении (т. 2 л.д. 41-53). Согласно пункту 7 Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. Начальник Управления является председателем коллегиального органа. Персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности утверждается приказом Управления. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем