4 Федерального закона № 116-ФЗ, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Ввиду того, что Техническийрегламент принят во исполнение законодательства о техническом регулировании, он не может являться актом, заменяющим Правила, регламентирующие требования промышленной безопасности для сетейгазораспределения и газопотребления. Принимая во внимание, что Правила не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать. Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о
требований которых обеспечивается безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Свода правил части 3 статьи 48, части 7 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 39 Федерального закона « Техническийрегламент о безопасности зданий и сооружений» основаны на неправильном толковании норм права. В системе действующего правового регулирования оспариваемые положения раздела 10 Свода правил подлежат применению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Так, согласно абзацу первому пункта 10.1.1 Свода правил в процессе строительства сетейгазораспределения , газопотребления и объектов СУГ должны осуществляться строительный контроль и государственный строительный надзор в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Взаимосвязанным с пунктом 10.6.2 Свода правил пунктом 10.6.1 также определено, что приемка построенных или реконструированных объектов сети газораспределения, газопотребления и объектов СУГ осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Следовательно, условия
Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 5, частям 4, 5 и 7 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ « Техническийрегламент о безопасности зданий и сооружений», возлагают на нее как на лицо, осуществляющее строительство объекта индивидуального жилищного строительства, обязанность изготовить и предоставить газораспределительной организации проектную документацию, дает газораспределительной организации право проводить строительный контроль, в том числе оценивать качество строительно-монтажных работ в части обеспечения безопасности. Как указывает административный истец, 18 марта 2019 г. она заключила с АО «Газпром газораспределение Тверь» договор № ТОГ-ТВР-Д-00341 о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям низкого давления, на основании пункта 5.4 которого названная организация провела мониторинг исполнения технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения. В результате мониторинга она получила письмо директора филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» от 3 декабря 2019 г. № 01/6705 о невозможности подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к
исправлением технической ошибки (опечатки), которая совершена заявителем ранее, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований. Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части требования об исключении из состава опасных производственных объектов газораспределительных устройств, являющихся составными частями газопроводов, и направляя на новое рассмотрение в указанной части, суд округа, руководствуясь положениями подпункта «в» пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Техническимрегламентом о безопасности сетейгазораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, Правилами безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542, Сводом правил СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 780, ГОСТ Р 56290-2014, указал на то, что суды не исследовали проектную, исполнительно-техническую документацию (при наличии), паспорт каждого спорного газораспределительного устройства, которые посчитали составными частями газопроводов и подлежащими исключению из состава ОПО,
2021 г. по делу № АКПИ21-440, которым в удовлетворении административного иска отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей общества ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Правительства Российской Федерации ФИО4., ФИО5 относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Савосиной Ю.В., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2010 г. № 870 утвердило техническийрегламент о безопасности сетейгазораспределения и газопотребления (далее - Технический регламент), который вступил в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования данного постановления (Собрание законодательства Российской Федерации, 8 ноября 2010 г., № 45) и действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 1560. Раздел VI «Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущие ремонты)» Технического регламента содержит пункт 76, предусматривающий, что продолжительность эксплуатации газопроводов,
за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 утвержден Техническийрегламент о безопасности сетейгазораспределения и газопотребления. Действие настоящего технического регламента распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации. Настоящий технический регламент не применяется в отношении объектов, которые не идентифицированы в качестве объекта технического регулирования настоящего технического регламента. Применение настоящего технического регламента возможно только после проведения идентификации объекта технического регулирования. В целях применения
числа работников; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Согласно ст.12 ФЗ 151-ФЗ от 22.08.1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Обязательной аттестации подлежат все без исключения АСС, АСФ, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, включая нештатные и общественные. В соответствии с п.п. ж п.70 « Техническогорегламентсетейгазораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение, в т.ч. повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта. ГОСТом Р 54961-2012 «Системы газораспределительные, Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» предусматривается, что технические устройства, оборудование и материалы, используемые в процессе эксплуатации сетей газопотребления, должны соответствовать установленным нормативным требованиям
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц- от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870 утвержден Техническийрегламент о безопасности сетейгазораспределения и газопотребления (далее- Технический регламент). В соответствии с пп. «а» п.11 Технического регламента объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газопотребления, если транспортирует природный газ к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию, размещенному вне зданий, - с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля. В соответствии с пп. «а, б» п.12 Технического регламента к материалам идентификации объектов технического регулирования относятся: проектная документация; заключение экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный