ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к военнослужащим - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 147-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кураева Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав Положениями подпункта "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и пункта 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы"
находится в полном соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей - в установленных ею целях - ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией. Из приведенной правовой позиции, носящей общий характер, следует, что законодатель вправе предъявлять особые требования к военнослужащим , проходящим военную службу по контракту, в том числе касающиеся их личности. Именно такими требованиями обусловлено содержание подпункта "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военнослужащие, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении им наказания в виде лишения свободы условно, могут быть досрочно уволены с военной службы. Что касается пункта 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, то содержащееся
Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2002 N ВКПИ02-48 <О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 20.01.1998 N 71 "О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты">
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вместе с тем п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержит такого дополнительного требования к военнослужащим , увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, как отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами. Кроме того, указание представителей Правительства на то, что п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляет Правительству право вносить такие ограничения, является несостоятельным, поскольку указанная правовая норма лишь устанавливает, что Правительство определяет порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот. Право на обеспечение
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 621 (ред. от 29.09.2014) "О федеральной целевой программе "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)"
необходимым после перевода частей постоянной готовности на контракт разработать и с 2009 года начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов, старшин, а также экипажей кораблей". Сказанное подтверждает необходимость иметь высокопрофессиональную, оснащенную современной военной техникой армию, способную адекватно реагировать на возможные угрозы. При этом развитие форм и способов ведения боевых действий, внедрение информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, в том числе элементов искусственного интеллекта, многократно повышают требования к военнослужащим . Однако в связи с сокращением с 2008 года срока военной службы по призыву до 1 года существенно осложняется подготовка высококлассных специалистов. Ключевой ролью в решении этого вопроса станет увеличение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее - Вооруженные Силы Российской Федерации) количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Первым шагом в этом направлении является перевод военнослужащих ряда соединений и воинских частей постоянной готовности на военную службу по
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева"
по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьей 71 (пункты "м", "т") Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с поступлением на военную службу по контракту, ее прохождением и прекращением, в том числе устанавливая требования к военнослужащим , обусловленные возложением на них обязанностей военной службы, и последствия невыполнения этих требований, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П,
Федеральный закон от 30.12.2021 N 497-ФЗ "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
26, ст. 3365; N 49, ст. 6924; 2015, N 29, ст. 4356; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 1, ст. 46, 53; N 27, ст. 3929; 2019, N 18, ст. 2222; N 40, ст. 5488; 2020, N 12, ст. 1656; N 29, ст. 4510; 2021, N 18, ст. 3060, 3074) следующие изменения: 1) пункт 2 дополнить подпунктом "м" следующего содержания: "м) в связи с несоответствием установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов."; 2) в пункте 2.1 слова "и "е" пункта" заменить словами ", "е" и "м" пункта"; 3) дополнить пунктом 2.3 следующего содержания: "2.3. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "м" пункта 2 настоящей статьи, производится при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на воинскую должность, не связанную с осуществлением работ по эксплуатации ядерных боеприпасов.". Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль
Постановление № 16АП-2302/16 от 29.08.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 года № 17-П и от 21.03.2013 года № 6-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 года № 322-О, от 28.05.2013 года № 732-О, от 14.01.2014 года № 94-О и др.). Из приведенной правовой позиции следует, что законодатель вправе предъявлять особые требования к военнослужащим , проходящим военную службу, в том числе устанавливать обязанности, ограничения и запреты, связанные с прохождением военной службы, предусмотренные п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В частности, запрет заниматься предпринимательской деятельностью, как несовместимой с выполнением публичных обязанностей, согласуется с принципами организации и функционирования государственной службы и установлен в отношении всех государственных служащих. Согласно материалам дела, Хаждогов Р.О. 25.11.2014 призван на военную службу в составе команды 2035 сроком на
Решение № А20-3117/15 от 02.02.2016 АС Кабардино-Балкарской Республики
и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 21 марта 2013 года N 6-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О, от 28 мая 2013 года N 732-О, от 14 января 2014 года N 94-О и др.). Из приведенной правовой позиции следует, что законодатель вправе предъявлять особые требования к военнослужащим , проходящим военную службу , в том числе устанавливать обязанности, ограничения и запреты, связанные с прохождением военной службы, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В частности, запрет заниматься предпринимательской деятельностью, как несовместимой с выполнением публичных обязанностей, согласуется с принципами организации и функционирования государственной службы и установлен в отношении всех государственных служащих. Как следует из справки Отдела военного комиссариата КБП по г.Нарткала, Лескенскому, Урванскому и Черекскому районам
Решение № 2-4772/13 от 18.11.2013 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд полагает заявленные требования подлежащими отклонению. Приказ МО РФ от 30.06.2006г. № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования» утратил силу в связи с принятием ХХ.ХХ.ХХХХг. приказа МО РФ № 2758, вступившим в силу с ХХ.ХХ.ХХХХг. Т.о., с ХХ.ХХ.ХХХХг. не имеется действующих законов или подзаконных актов, содержащих такие требования к военнослужащим . В контракте о прохождении военной службы, заключенном ХХ.ХХ.ХХХХг. между Яковлевым А.А. и МО РФ, в лице начальника Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники, генерал-майора Трофимова В.С., на срок обучения в высшем военном училище и пять лет после го окончания также не содержится обязательства ответчика при досрочном расторжении контракта по его вине, произвести такие выплаты (л.д. 19). Оценив все в совокупности, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для взыскания с ответчика
Решение № 2-859/20 от 03.11.2020 Вятскополянского районного суда (Кировская область)
том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Кроме того, специфика данного вида публичной службы обусловливает и право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы - исходя из стоящих перед ней задач, принципов ее организации и функционирования, а также необходимости поддержания высокого уровня ее отправления - предусматривать специальные правила прохождения военной службы, равно как и особые основания прекращения служебных отношений и увольнения с соответствующей службы. Вместе с тем, устанавливая требования к военнослужащим , а также ограничения, связанные с прохождением военной службы, и определяя правовые последствия несоблюдения этих требований и ограничений, федеральный законодатель не только учитывал такие закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы демократического правового государства, как приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость, юридическое равенство, соразмерность устанавливаемых ограничений конституционно одобряемым целям (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3), но и следовать предписаниям ее статьи 54 (часть