ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Учет материальных запасов в бюджетном учреждении - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 02АП-5912/19 от 08.04.2020 Верховного Суда РФ
материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» и отчетность «Сведения о движении нефинансовых активов»; несоответствующее отражение в учете горюче-смазочных материалов (сверх допустимого объема бака) в части местонахождения и хранения материальных запасов (ГСМ) у подотчетных лиц (водителей). Выводы об указанных нарушениях казначейство отразило соответственно в пунктах 5 и 6 представления, которые обжалованы МИФНС № 4 в рамках настоящего дела. Удовлетворяя требования налоговой инспекции, суды руководствовались положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений , утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Суды установили, что налоговая инспекция для осуществления деятельности
Определение № 308-ЭС20-23282 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ
ценностей; отнесении материальных запасов на счет основных средств; учете на балансе учреждения основных средств, подлежащих учету на забалансовых счетах; ошибочном начислении амортизации; учете основных средств на счетах, предназначенных для учета материальных запасов; неправильном учете материальных запасов по категориям и видами товарно-материальных ценностей; отнесении на забалансовый счет задолженности, безнадежной к взысканию, после ее списания с балансового учета по результатам инвентаризации; учете на балансовом счете фактически отсутствующего имущества, переданного в безвозмездное пользование; отсутствии расшифровки информации о долгосрочной дебиторской задолженности в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения и воинских частей, состоящих на финансовом обеспечении учреждения; расхождении данных бюджетной отчетности и регистров бухгалтерского учета (Главной книги) по строке баланса «Расчеты по ущербу и иным доходам»; отсутствии в учетной политике учреждения норм о принятии участия в инвентаризациях имущества и обязательств, проводимых в состоящих на обслуживании воинских частях. По факту данных нарушений УФК по Краснодарскому края вынесло в адрес учреждения представление от 28.03.2019 № 16-25-09/4736,
Постановление № А51-32508/14 от 22.10.2015 АС Дальневосточного округа
на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) выбытие материальных ценностей отражается по кредиту счетов 1.101.00 «Основные средства» и 1.105.00 «Материальные запасы» и дебету счета 304.04 «Внутриведомственные расчеты». Вышеуказанное требование Инструкции № 157н было выполнено финуправлением при отражении по отгрузке в войсковую часть 59313-22 вещевого имущества. Пунктом 276 Инструкции № 157н установлено, что счет 304.04 «Внутриведомственные расчеты» предназначен для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), также расчетов между головным учреждением и его обособленными
Постановление № А38-12130/16 от 01.02.2018 АС Волго-Вятского округа
которой учтено топливо, соответствует размеру реальных затрат государственного заказчика по его приобретению, исходя из которых по правилам бухгалтерского учета формируется первоначальная стоимость нефинансовых активов (материальных запасов), и правомерно признали недействительным пункт 1 оспариваемого представления. В силу статьи 264.1 Кодекса единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Приказом Министерством финансов Российской Федерации от 29.08.2014 № 89н внесены поправки в Инструкцию № 157н, которые поменяли не только саму организацию учета, но и порядок отражения некоторых операций, в связи с чем казенные учреждения имеют право вносить соответствующие корректировки в действующую учетную политику, а именно отражать и вести учет событий после отчетной
Постановление № А29-1287/17 от 21.12.2017 АС Волго-Вятского округа
на общую сумму 64 870 рублей (системный блок «Модель Office-light» на сумму 12 490 рублей, системный блок «Модель-Office» на сумму 15 990 рублей, системный блок «Эконом-класс» на сумму 10 210 рублей и системный блок «DNS Home XL» на сумму 26 180 рублей) фактически эксплуатируются и составляют рабочие места сотрудников, но их учет осуществляется не на счете 101.00 «Основные средства», а на счете 105.36 «Прочие материальные запасы», что является нарушением требования об отражении сведений об имуществе в бухгалтерском (бюджетном) учете и квалифицировано Управлением как нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Инструкции № 157н. По факту выявленного нарушения Учреждением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выразившегося в неправомерном осуществлении учета мониторов и системных блоков на счете 105.36 «Прочие материальные запасы», Управлением составлен акт выездной ревизии от 28.12.2016 и вынесено Предписание, пунктом 1 которого Учреждению предписано привести учет материальных ценностей в соответствие с действующим законодательством. Не согласившись с пунктом 1 Предписания, Учреждение
Постановление № А32-28021/19 от 02.07.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
движимое имущество учреждения», необоснованно числились мягкий инвентарь, которые следовало учитывать на счете 105.35 «Мягкий инвентарь», в количестве 47 986,76 единиц (полотенца вафельные, тесьма ЛТР, ткани, костюмы, чехлы, чулки, нитки, противогазы, респираторы, ветошь) на сумму 3 159 322,09 рублей. 3. в составе материальных запасов в бюджетном учете войсковой части 51532 на счете 105.32 «Продукты питания», необоснованно числился «трос мягкий», которые следовало учитывать на счете 105.36 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения», в количестве 10 единиц на сумму 1 740,00рублей, из них: 4. в составе материальных запасов в бюджетном учете войсковой части 25688 на счете 105.36 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения » необоснованно числился «спирт изопропиловый», который следовало учитывать на счете 105.33 «Горюче-смазочные материалы» в количестве 50 литров на сумму 1 740,00 рублей (код нарушения 03-01-02-01-06-20-24). В ходе проверки согласно представленным бухгалтерским справкам, нарушения устранены в полном объеме на общую сумму 3 346 716,84 рублей. В
Постановление № А55-3802/16 от 17.08.2016 АС Самарской области
на сумму 1,865 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2015 г. в войсковой части 28042 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности, а именно: «Киркомотыга тяжелая» в количестве 9 ед. на сумму 1.864 тыс. руб.. «Лом обыкновенный» в количестве 19 ед. на сумму 3,294 тыс. руб., «Лопата саперная» в количестве 165 ед. на сумму 26.107 тыс. руб.. «Лопата пехотная» в количестве 229 ед. на сумму 33,983 тыс. руб.. «Топор плотницкий» в количестве 199 ед. на сумму 19.760 тыс. рублей.». Перечисленные материальные ценности подлежат учету на бюджетном счете 105.00 «Материальные запасы», поскольку согласно пп. 4 п.18 приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» оборудование для санитарно-технической системы (умывальник) относится к строительным материалам и учитывается на
Постановление № 12-373/19 от 10.04.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (Приказ №257н), согласно которому с 2018 года биологические активы не относятся к основным средствам, а также использованы и приведены в судебных постановлениях иные правовые акты, имеющие отношение к обстоятельствам вмененного Окишевой О.А. административного правонарушения. Как видно из материалов дела, решение ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы» об учете рыб ремонтно-маточного стада на счете 105.26 «прочие материальные запасы –особо ценное движимое имущество» было принято совместно с главным распорядителем бюджетных средств с учетом разъяснений Министерством финансов Российской Федерации Приказа №157н (письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. N 02-05-11/3866) о возможности принятия учреждением самостоятельно решения по вопросу отнесения материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основных средств или материальных запасов). Такое решение ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы», действующее по состоянию на 2017 год, и последующие действия по отражению в строке баланса сведений о стоимости материальных запасов, не противоречат положениям статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона
Решение № 21-84/2016 от 12.02.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)
отражения их по дебету счета № «Поступления денежных документов в кассу учреждения». Списание денежных документов в "Дата" году Управлением произведено на сумму <....> тыс. рублей, с отражением в бюджетном учете по дебету счета № «Расходование материальных запасов» и кредиту счета № «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения» в нарушение пункта 50 Инструкции от "Дата" №н. Нарушение Управлением методологии ведения бюджетного учета, определенной Инструкцией от "Дата" №н, Инструкцией от "Дата" №н, привело к недостоверной информации о фактах хозяйственной жизни, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, по счетам бюджетного учета: № «Расходы на услуги связи» на сумму <....> тыс. рублей; № «Расходование материальных запасов» на сумму <....> тыс. рублей; № «Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения » на сумму <....> тыс. рублей; № «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения» на сумму <....> тыс. рублей; № «Поступления денежных документов в кассу учреждения»
Решение № 12-381/2016 от 13.05.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)
соединение с компьютером) и предназначен для эксплуатации в течение срока эксплуатации. Согласно пункту 24 Инструкции от 06 декабря 2010 года № 162н, отражение в учете операций по передаче материальных запасов в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). В результате, жесткий диск <данные изъяты> стоимостью 2900 рублей должен был учитываться по состоянию на 01 января 2016 года на счете 105.36 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество», как выданные материальные запасы в эксплуатацию для нужд учреждения, чем нарушены: статья 264.1 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Учреждением допущено искажение данных Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503121) за 2015 год в графе 4 «Бюджетная деятельность» по строке 262 «Расходование материальных запасов» на сумму 2900 рублей, по причине завышения расходов по материальным запасам