ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Управление гражданской обороной в мирное время - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росрегистрации от 01.12.2008 N 228 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной регистрационной службе"
осуществляют свою деятельность в составе Штаба ГО. Структурные подразделения (работники) органов Росрегистрации, уполномоченные на решение задач гражданской обороны, организуют и проводят работу на основании положения о Штабе ГО, плана основных мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центрального аппарата Росрегистрации и других документов, разработанных и утвержденных в установленном порядке. Штаб ГО является постоянно действующим органом управления гражданской обороны и предназначен для организации, управления подготовкой и проведением мероприятий гражданской обороны центрального аппарата Росрегистрации в мирное и военное время . Штаб ГО формируется из числа руководящего состава и сотрудников структурных подразделений центрального аппарата Росрегистрации. При повседневной деятельности начальник Штаба ГО совместно со структурным подразделением (работником) центрального аппарата Росрегистрации, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, осуществляют повседневное управление гражданской обороной структурных подразделений центрального аппарата Росрегистрации и подготовку личного состава Штаба ГО к управлению и взаимодействию с подразделениями при проведении мероприятий гражданской обороны, переводу центрального аппарата Росрегистрации на
Приказ ФСИН России от 11.06.2015 N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний"
их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования; разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Управления и подведомственных учреждений; по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов либо органами местного самоуправления городских округов определение границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых устанавливаются режимные требования; меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы Управления и подведомственных учреждений в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время ; справочно-информационное обеспечение подведомственных учреждений и подготовку сведений во ФСИН России для ведения единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества Управления и подведомственных ему учреждений, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию;
"Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании" (утв. МЧС России 13.12.2012 N 2-4-87-30-14)
руководителя гражданской обороны соответствующего уровня под руководством и при участии органов, осуществляющих управление. Планы эвакуации являются составной частью планов гражданской обороны и защиты населения. Планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного управления (штабами военных округов, начальниками гарнизонов и военными комиссариатами). Для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления заблаговременно в мирное время определяются безопасные районы. Безопасные районы представляют собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей. Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления территорий, куда планируется эвакуация населения, по решению глав субъектов Российской Федерации разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Каждой организации, расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, в безопасных районах определяется
Определение № 307-ЭС21-15519 от 20.09.2021 Верховного Суда РФ
порядке. Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как установлено судами и следует из судебных актов, по результатам плановой выездной проверки учреждения управлением составлен акт № 2 от 05.03.2020, которым зафиксировано, что в учреждении отсутствует защитное сооружение гражданской обороны (убежище). По результатам проверки в адрес учреждения было выдано предписание по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд по настоящему делу. Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что необходимым основанием для создания учреждением убежища в мирное время является его включение в указанный в пункте 7 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок № 1309) план, разработанный федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной
Определение № А13-20225/19 от 18.02.2021 Верховного Суда РФ
к первой категории по гражданской обороне. По результатам проведенной внеплановой проверки в отношении учреждения, в ходе которой выявлен факт неисполнения пунктов 14-19, 23, 41- 45 ранее выданного предписания от 21.08.2018 № 45, управлением выдано предписание от 16.09.2019 № 81. Основанием для выдачи предписания послужили выводы управления о допущенных учреждением нарушениях требований законодательства, а именно: отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру и объемы создаваемых запасов, не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, не осуществлены мероприятия, обеспечивающие готовность созданных нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне к применению по предназначению в сроки, не превышающие 6 часов для мирного времени и 3 часа для военного времени по фактическому оснащению созданных нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; не проведена подготовка личного состава эвакуационных органов; не созданы силы гражданской обороны для обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, санитарной обработке работников, не
Постановление № А33-27967/16 от 01.08.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
требования» (далее - СП 7.13130.2013), подпункта «а» пункта 8.2 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (далее - СНиП 41-01-2003). Как следует из акта проверки от 28.10.2016 № 34, договора от 19.02.2014 №81/37кр/ЗС ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае передано ООО «КраМЗ» убежище № 169-24 общей площадью 410,71 кв.м по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 42, стр. 45. В указанном сооружении обществом размещены бытовые помещения (раздевалки) для рабочих плавильного цеха. Заявитель считает, что данные помещения имеют статус ЗС ГО, к которым применяются нормы специального законодательства, в том числе в части обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим общество ссылается на Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время , утвержденный приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 (далее – Порядок №575). Между тем, согласно пункту 10 Порядка №575 при использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской
Постановление № 17АП-11993/17-АК от 03.10.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
№583 при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых. В соответствии с п. 3.2.11 Правил № 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Согласно п.п. 2, 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время , утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного
Постановление № А55-24695/17 от 14.08.2018 АС Поволжского округа
в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Пунктом 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время , утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, предусмотрено, что содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных
Постановление № А82-10653/2021 от 11.07.2022 АС Волго-Вятского округа
обороны. Требования законодательства Обществом не соблюдены. Таким образом, Управление правомерно возложило на Общество обязанность по соблюдение требований законодательства в области гражданской обороны и устранению допущенных нарушений. Ссылка Общества на отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка № 1309, разрабатываемого федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не освобождает его от соблюдения требований в области гражданской обороны. Как верно указали суды, выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов. Иное толкование закона фактически нивелирует обязательность соблюдения пункта 10 Порядка № 1309. В целях исполнения предписания и выполнения мероприятий по созданию объекта гражданской обороны Общество вправе обратиться в орган, уполномоченный на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время , представив документы о наличии соответствующей потребности. Оспариваемое
Постановление № 07АП-2012/2022 от 07.04.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда
не предусмотрен расход воды в мирное время, а также в убежищах вместимостью 300 чел. и менее допускается применение для запаса питьевой воды сухих емкостей, заполняемых при приведении убежищ в готовность. При транспортировании и хранении воды питьевого качества должны применять материалы для емкостей и их внутренних антикоррозийных покрытий, разрешенные соответствующими органами для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения. В ходе проверки Управлением установлено несоблюдение ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» вышеперечисленных требований федерального законодательства в области гражданской обороны. Последующее исполнение обществом указанного пункта предписания не свидетельствует о его незаконности. Установив, что обществом используется убежище в мирное время как склад имущества гражданской обороны, Управление пунктом 9 предписания указало обществу на необходимость обеспечения наличия системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления. В соответствии с пунктами 3.1.2, 3.5.5 Правил № 583 встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: складские помещения для хранения несгораемых, а также
Решение № 03057/20 от 11.12.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
(ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов, (п. 1.2, п. 2.2, п. 3.6 Приказ МЧС России № 15.12.2002 года. В нарушение вышеуказанных требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны Территориальное управление Федеральное агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области не обеспечило сохранность защитных сооружений гражданской обороны, не выполняет требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений к необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени . Таким образом, в связи с ненадлежащим содержанием и управлением Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области вышеуказанного объекта гражданской обороны, резко ухудшились его технические и иные характеристики, чем нарушено право граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действий при чрезвычайных
Решение № 2-2098/20 от 16.12.2020 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)
аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункт 3.2.1 Правил). Пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение. Застройка участков вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО без согласования с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям не допускается. Во входах, используемых в мирное время , защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему. Входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод. Помещения
Решение № 2-1008/2022 от 20.05.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
в составе государственной казны Российской Федерации учтен объект недвижимого имущества – «объект гражданской обороны №», кадастровый №, общей площадью 99,1 кв.м., расположенное по адресу: , ул. . Право собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке; объект недвижимого имущества учтен в журнале защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю с инвентарным номером № тип защитного сооружения – убежище. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной МТУ Росимущества по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. В пункте 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время определено, что при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до
Решение № 2-1107/22 от 01.08.2022 Чапаевского городского суда (Самарская область)
в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор г.о. Чапаевск Устинова М.Н. уточненные исковые требования поддержала. С учетом уточнения иска, просила обязать АО «Промсинтез», территориальное управление Росимущества в в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в защитных сооружений гражданской обороны обеспечить выполнение следующих требований: в ЗС ГО выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений и переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени ; провести замену фильтров поглотителей; обеспечить герметичность защитной двери ; привести дизельную электростанцию в исправное состояние и состояние готовности к использованию по назначению; в ЗС ГО при его эксплуатации устранить нарушения герметизации и гидроизоляции (следы протечек, нарушения целостности строительных конструкций); выполнить требования
Решение № 2-2769/2023 от 09.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Чусовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны инвентарным №, расположенные по адресу: <Адрес> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 № 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время , утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, оставить без удовлетворения Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева Копия верна Судья И.Б. Чикулаева Мотивированное решение