ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление опеки над детьми сиротами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минобрнауки России от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" (вместе с "Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей")
подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочие органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; доля организаций для детей-сирот , осуществляющих деятельность по сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников этих организаций, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; доля организаций для детей-сирот, обеспечивающих учебно-тренировочное и сопровождаемое
Письмо Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
государственного обеспечения и других мер социальной поддержки в период пребывания в негосударственной организации для детей-сирот и при выпуске из нее в соответствии с нормативами, предусмотренными для государственных и муниципальных организаций для детей-сирот. Кроме того, негосударственные организации для детей-сирот могут на общих основаниях участвовать в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей-сирот (включая наделение их в установленном порядке полномочиями по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и подготовке приемных родителей), и социальной адаптации детей этой категории. 7. Кадровое обеспечение организаций для детей-сирот В соответствии с пунктом 11 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558, на работу в организацию для детей-сирот должны приниматься лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с этим необходимо учитывать, что на основании статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в
"Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)
в адрес глав муниципального образования в связи с ненадлежащим исполнением органами опеки и попечительства муниципального образования своих обязанностей по установлению всех родственников детей, несвоевременным предоставлением органами опеки и попечительства заключения об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка, документов, подтверждающих невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или в семьи его родственников; в адрес руководителей соответствующих региональных министерств в связи с допущенными органами опеки и попечительства нарушениями законодательства, регулирующего правила и порядок формирования и ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нарушением порядка медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, нарушениями, допущенными при ознакомлении иностранных граждан с информацией о состоянии здоровья усыновляемого ребенка, отсутствием должного контроля со стороны соответствующего министерства за деятельностью органов опеки и попечительства; в адрес руководителей организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с нарушением требований семейного законодательства при разрешении вопросов по защите прав
Апелляционное определение № АПЛ19-510 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ
полностью дееспособными гражданами, установлено, что указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3). Согласно части 4 статьи 6 приведенного закона полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. На основании приведенных законоположений правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение требований действующего законодательства в пределах, предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, с соблюдением
Решение № А62-1142/13 от 03.06.2013 АС Смоленской области
по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» (в редакции Закона от 01.02.2013 № 12-з, далее – Закон № 89-з), Положением о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 641 (далее – Положение № 641), установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Смоленской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В пункте 3.3 Положения № 641 определено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность
Решение № 2-914/19 от 05.09.2019 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)
Конвенции. Эти меры сохраняют силу до принятия учреждением, указанным в статье 34 Конвенции, иного решения. Таким образом, учитывая сложившиеся обстоятельства, в отношении детей - граждан Украины может быть принято решение об установлении над ними опеки и попечительства в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, с обязательным уведомлением компетентного органа Украины об установлении опеки (попечительства). Принимая во внимание, что Фролова Г.А. прибыла в Российскую Федерацию, г.Воронеж, являясь опекуном несовершеннолетних детей, решение об установлении опеки над детьми- сиротами не принималось, опека не передавалась, суд приходи к выводу, что основания для взыскания опекунского пособия с 30.11.2016 г. отсутствуют. Постановка на учет подопечных ФИО2, 2003 года рождения, ФИО3, 2004 года рождения распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа г.Воронеж 17. 10.2014 г. не влечет само по себе обязанности по выплате опекунского пособия, поскольку учет производился с целью мониторинга общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденно покинувших территорию Украины, организации работы по оказанию