Требования к структуре образовательной программы В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы СПО и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части). Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять для специальностей не более 70% (для профессий - не более 80%) от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы (соответственно не менее 30% для специальностей и не менее 20% для профессий) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации или сочетанию квалификаций, углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда. Важную роль в соотношении обязательной и вариативной частей играют положения примерной основной образовательной программы, с учетом которых образовательная организация самостоятельно
и организаций-партнеров. 2.4. Проектирование структуры и содержания образовательной программы прикладного бакалавриата. Образовательная программа прикладного бакалавриата состоит из двух частей: базовой и вариативной. Модули и дисциплины базовой части являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы прикладного бакалавриата, которую он осваивает. Набор модулей и дисциплин, относящихся к базовой части образовательной программы прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном соответствующим ФГОС ВО (СУОС при наличии), с учетом соответствующей примерной образовательной программы. Вариативная часть образовательной программы прикладного бакалавриата направлена на формирование профессионально-прикладных компетенций, в том числе дополнительно сформулированных коллективом разработчиков данной образовательной программы (в случае наличия таких дополнений). Содержание вариативной части разрабатываемой образовательной программы определяется ее направленностью (профилем). Рекомендуется использовать модульную технологию проектирования программ прикладного бакалавриата и построения соответствующих учебных планов. В этом случае учебный план представляется как совокупность модулей, включающих связанные дисциплины, практики и другие виды образовательной деятельности. Образовательная организация самостоятельно определяет модульную технологию разработки и реализации образовательных
приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. 6. Рекомендации к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 6.1. Включение в вариативнуючастьобразовательнойпрограммы специализированных адаптационных дисциплин (модулей). Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования. Образовательная организация должна обеспечить обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том
наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадров для системы СПО; информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО; расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО; использование сетевой формы реализации образовательных программ; переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативнойчастиобразовательныхпрограмм , их модульного построения и формирования групп переменного состава; развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО; обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации). 4. Планирование апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО так же, как и для
заданий для обучающихся. ШАГ 8. Учет ПС при формировании структуры и содержания программы ФГОС ВО определяет только объемные характеристики блоков программы, а также соотношение в них базовой и вариативной части. Последнее изменяется в зависимости от уровня высшего образования. Набор дисциплин (модулей) организация, реализующая программы высшего образования, определяет самостоятельно: для базовой части с учетом примерной (примерных) программы (программ), для вариативной - с учетом направленности (профиля) программы. Представляется целесообразным учитывать квалификационные требования ПС при разработке вариативнойчастиобразовательныхпрограмм . Разработка программы учебной и производственной практики При определении содержания программы важно пойти от результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и/или производственной практики. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех запланированных компетенций. Таблица 16 ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ Трудовые функции Результаты (освоенные компетенции) Виды работ на практике 1 2 Вид (профессиональной) деятельности _______________________ Объем практики (в зачетных единицах)
высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (далее - ООП ВО 38.03.02 Менеджмент) зависят от направленности (профиля) ООП ВО 38.03.02. Менеджмент. Действительно, набор дисциплин (модулей) базовой и вариативной части образовательная организация устанавливает самостоятельно. Учебный план является главным компонентом образовательной программы и состоит из набора логически связанных дисциплин, практик, государственной итоговой аттестации, направленных на подготовку выпускников готовых решать профессиональные задачи, определенные федеральными государственными образовательными стандартами конкретного направления подготовки. Содержание дисциплин базовой и вариативнойчастиобразовательнойпрограммы раскрывается в рабочих программах дисциплин, дающих полное представление о содержательной части реализуемой образовательной организацией образовательной программе. В связи с чем, именно содержание рабочих программ дисциплин определяет его место структуре образовательной программы. Необходимо отметить, что базовая часть образовательной программы выполняет важнейшую функцию формирования фундаментальных знаний и умений, определяющих повышение теоретического уровня соответствующей программы высшего образования. Именно поэтому для дисциплин базовой части важно наряду с профессиональными компетенциями включать общепрофессиональные компетенции, призванные реализовать содержательную устойчивость и
в том числе: общая характеристика образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, аннотации рабочих программ дисциплин, аннотации программ практик, аннотация программы государственной итоговой аттестации, кадровое обеспечение образовательного процесса по образовательной программе на 2016/2017 учебный год; Копии рабочих программ дисциплин и практик, предусмотренных учебным планом по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Мировая экономика», утвержденных 23.10.2016. В ходе анализа и экспертизы документов, представленных лицензиатом, установлено, что дисциплины «Право», «Культура речи и деловое общение», относящиеся к вариативнойчастиобразовательнойпрограммы , направлены на формирование знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования общекультурных компетенций ОК-1, ОК-5, и не ориентированы на виды деятельности, к которым готовятся выпускники программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Мировая экономика». Таким образом, дисциплины вариативной части «Право» и «Культура речи и деловое общение» не определяют направленность (профиль) образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Мировая экономика». Вместе с тем, заявитель представил на обозрение суда соответствующую программу. Согласно 1.4.
по которым переносились. В соответствии с программой дисциплины и информацией, размещенной на сайте НИУ ВШЭ и доступной по ссылке https://www.hse.ru/ma/legalinfo/courses/404983387.html, дисциплина «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа платформ» изучается не в формате проведения аудиторных занятий, а в формате онлайн-курса. Согласно образовательному стандарту высшего образования ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» от 2019 года в цикл дисциплин программы структуры образовательной программы входит вариативнаячасть, в том числе дисциплины по выбору студента. Дисциплина «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа-платформ» входила в вариативную часть учебного плана образовательнойпрограммы , но не являлась дисциплиной по выбору, а, следовательно, для ее включения в индивидуальный учебный план студента не требовалось подтверждения выбора студента. Как усматривается из программы дисциплины «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа платформ» итоговая оценка по дисциплины формируется следующим образом: 50% - результат прохождения онлайн-курса, 50 % - оценка за эссе. Обучение ФИО2 по данной дисциплине, и как следствие оказания НИУ ВШЭ образовательных