ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Жизненный уровень - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 8.
Статья 8 Российская Сторона: определяет те субъекты Российской Федерации, которые более всего нуждаются в помощи, включая регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, а также те, население которых имеет наиболее низкий жизненный уровень ; обеспечит в соответствии с законодательством Российской Федерации полное освобождение поступающих товаров от налогов и таможенных пошлин путем выдачи Комиссией получателям груза - российским партнерам, отобранным НПО, специальных удостоверений об отнесении товара к гуманитарной помощи.
Решение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АКПИ12-47 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 888 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год">
принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1. В заявлении указано, что размер пособия по безработице не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума, который установлен в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 г. на душу населения 6287 руб., для трудоспособного населения - 6792 руб., пенсионеров - 4961 руб., детей - 6076 руб. Пособие же по безработице назначено заявителю в размере 2890 руб., что явно не обеспечивает необходимый жизненный уровень для проживания в городе Москве. В судебном заседании К. поддержал свое требование по изложенным в заявлении основаниям и просил о его удовлетворении в полном объеме. Представитель Правительства Российской Федерации Е. требование заявителя не признала, пояснив, что Постановление в оспариваемой части каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав заявителя не нарушает. Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2012 N АПЛ12-222 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АКПИ12-47, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 888>
величины прожиточного минимума. Полагает, что оспариваемое им Постановление нарушает его право на необходимый уровень жизни, гарантированный пунктом 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и противоречит пункту 2 статьи 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1. В заявлении указал, что ему назначено пособие по безработице в размере 2890 руб., что не обеспечивает необходимый жизненный уровень для проживания в городе Москве, так как размер пособия по безработице не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума, который установлен в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 г. на душу населения 6287 руб., для трудоспособного населения - 6792 руб., пенсионеров - 4961 руб., детей - 6076 руб. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. в удовлетворении заявления К.М. отказано. В апелляционной жалобе К.М. просит об отмене решения суда,
Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1350-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Халидовой Умханат Койгереевны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
У.К. Халидовой было отказано. По мнению заявительницы, установление размера социальной пенсии ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации противоречит статьям 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 39, 54 (часть 1), 55 Конституции Российской Федерации. 2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные У.К. Халидовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению. Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии (пункт 1 статьи 11). Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей. Как указал Конституционный Суд
Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2021 N 2648-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балабекова Натика Назировича на нарушение его конституционных прав абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления данного права, причем малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается определять не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 12-П, от 14 января 2020 года N 2-П,
Определение № 8-КГ21-17 от 21.03.2022 Верховного Суда РФ
Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1
Определение № 8-КГ21-3 от 19.07.2021 Верховного Суда РФ
Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплаг за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1
Кассационное определение № 78-КАД20-7 от 09.09.2020 Верховного Суда РФ
судебными инстанциями не учтены положения Конституции Российской Федерации, предусматривающие, что обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7, часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Отнеся
Постановление № 17АП-14995/17-АК от 02.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
года в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что постановление об обращении взыскания на пенсию должника сильно нарушает его права, поскольку после удержанию у должника остаются денежные средства в сумме 4 888 руб., в связи с чем, должник не способна поддерживать минимальный жизненный уровень жизни. До начала судебного заседания о заявителя поступило заявление об уточнении исковых требований. Согласно ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции (пункт 7
Постановление № А33-24732/16 от 20.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
данном помещении; для гражданина-должника и членов его семьи данное помещение является единственным пригодным для постоянного проживания. Судом первой инстанции верно установлено, что зарегистрированный за супругой должника жилой дом является единственным пригодным для проживания жилым помещением для должника, его супруги и двоих несовершеннолетних детей. Учитывая изложенное, а также закрепленное в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11) право каждого человека на жилище; положения статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище; статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 40 Конституции Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об исключении из конкурсной массы должника земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Однако, в случае установления иных обстоятельств по делу, выявленное имущество
Решение № 2-176 от 09.03.2011 Яковлевского районного суда (Белгородская область)
А.А. в свою квартиру невозможен в связи со сносом дома. Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении права Безуглова А.А. на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащимся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (п.1 ст.8) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (п.1 ст.11), каждый человек имеет право на уважение его жилища, право на здоровое и безопасное жилье, входящее в состав понятия "достойный жизненный уровень " для каждого человека (в Международном пакте - "достаточный жизненный уровень", включающий в себя право на "достаточное жилище и на непрерывное улучшение условий жизни"). Эти нормы являются положениями международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Также Всеобщая декларация прав человека (ст.ст. 12 и 13) устанавливает запрет на произвольные посягательства на неприкосновенность его жилища, право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Кроме того (ст.25), за каждым человеком признается право на такой
Апелляционное определение № 33-6399/15 от 22.09.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
Федерации ФИО18., представителя военного комиссариата Республики Крым ФИО19., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, УСТАНОВИЛА: В феврале 2015 года Киселев А.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации, Государственному Совету Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Военному комиссариату Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Крым и просил признать нарушенным его право на достаточный жизненный уровень , взыскать причиненный вред в размере <данные изъяты> рублей, взыскать упущенную выгоду в размере 86259,91 рублей, суду определить самостоятельно порядок взыскания и орган, обязанный возместить материальный вред и упущенную выгоду, обязать Государственный Совет Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство обороны Российской Федерации, Военный комиссариат Республики Крым обеспечить приобретенные права на наем жилья до предоставления жилья для постоянного проживания либо заключением и оплатой договора о найме жилья, либо выплатой полного возмещения денежных сумм на