АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении искового заявления
«09» августа 2006 г. Дело № А-38-2459-14/175-2006 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Поповой Г.Г.
рассмотрел исковое заявление и приложенные к нему документы муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ
об обязании передать в муниципальную собственность объекты недвижимости
УСТАНОВИЛ:
Истец, муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», обратился в арбитражный суд первой инстанции с исковым заявлением к ответчику, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ, об обязании передать в муниципальную собственность 21 объект недвижимости.
Исковое заявление не соответствует по форме и содержанию требованиям арбитражного процессуального закона и не может быть принято к рассмотрению арбитражным судом в связи с неправильным соединением в нем разнородных исковых требований по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
В исковом заявлении содержится предложение «обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлениюфедеральным имуществом по Республике Марий Эл передать Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Йошкар-Олы следующие объекты недвижимости:
1.пристроенное помещение к жилому дому, расположенному по адресу: <...> а, общей площадью 622,6 кв.м;
2.встроенное помещение III, литер А, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 95,7 кв.м;
3.строенное помещение в жилом доме, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 636,3 кв.м;
4.встроенное помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 122,8 кв.м;
5.пристроенное помещение к жилому дому, расположенное по адресу: <...>;
6.встроенное помещение, площадью 226,2 кв.м, расположенное по адресу: <...>, II, литер А;
7.пристроенное помещение площадью 7,4 кв.м, расположенное по адресу: <...>, II, литер А2;
8.встроенное помещение площадью 93,3 кв.м, расположенное по адресу: <...>, литер А;
9.встроенное помещение площадью 138.5 кв.м., расположенное по адресу: <...>, III, литер А;
10.пристроенное помещение, расположенное по адресу: <...>, I, литер А1;
11.встроенное помещение, площадью 269,3 кв.м, расположенное по адресу: <...>;
12.встроенное помещение, площадью 104, 9 кв.м, расположенное по адресу: <...>, литре А;
13.пристроенное помещение площадью 148,3 кв.м, расположенное по адресу: <...> литер А;
14.встроено-пристроенное помещение площадью 197,1 кв.м, расположенное по адресу: <...> д.49,1, литер А1, А2;
15.встроенное помещение площадью 90,8 кв.м, расположенное по адресу: <...> д.41,1, литер А;
16.встроенное помещение, площадью 72,6 кв.м, расположенное по адресу: <...>, II, литер А1;
17.встроенное помещение площадью 74, 0 кв.м, расположенное по адресу: <...>, II, литер А;
18.встроенное помещение площадью 371, 5кв.м, расположенное по адресу: <...>,. Литер А;
19.встроено-пристроенное помещение площадью 371,5 кв.м, расположенное по адресу: <...> 38,1,11, литер А, А1.
20.встроено-пристроенное помещение, площадью 59,7 кв.м, расположенное по адресу: <...> д.83,1, литер А, А1;
21.пристроенное помещение площадью 139,0 кв.м, расположенное по адресу: <...>, I, литер А1.»
Однако принадлежность различных объектов, являющихся предметом спора, к категории недвижимого имущества истцом юридически неверно понимается в качестве безусловного и достаточного основания для соединения требований в отношении разных объектов недвижимости в одном исковом заявлении.
Каждый из объектов недвижимости, в отношении которых истцом заявлено требование о передаче их в муниципальную собственность, имеет собственные индивидуально-определенные признаки, в том числе инвентарный номер, место нахождения, площадь, стоимость, и материально-правовые основания возникновения права собственности.
Арбитражный суд считает нецелесообразным как разрешение в одном деле, так и последующее выделение требований в отдельное производство, поскольку каждое заявленное требование в отношении самостоятельного объекта недвижимого имущества имеет свой собственный предмет, материально-правовое обоснование, основано на иных доказательствах, обосновывающих другие юридически значимые обстоятельства, составляющие предмет данного спора. Тем самым заявленные требования не объединены представленными общими доказательствами, что также указывает на незаконность их соединения в одном заявлении вопреки правилам статей 125 и 130 АПК РФ.
Следовательно, каждое требование об обязании передать в муниципальную собственность объект недвижимости является предметом самостоятельного судебного разбирательства путем подачи отдельного в отношении каждого такого объекта недвижимости искового заявления.
Таким образом, истец при соединении нескольких требований в одном заявлении существенно нарушил правила, установленные статьями 125 и 130 АПК РФ, что обязывает арбитражный суд возвратить исковое заявление истцу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы, если в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, и эти требования не связаны между собой. Изложенные процессуальные и правовые нарушения применяются арбитражным судом в качестве основания для возвращения искового заявления по пункту 2 части 1 статьи 129 АПК РФ.
2.Кроме того, исковое заявление составлено с существенным нарушением процессуальных требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, предусмотренных статьей 125 АПК РФ, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к исковому заявлению (статья 126 АПК РФ).
а) В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственностьнаправляются предложения о передаче имущества. Тем самым законом определено обязательное условие возбуждения процедуры передачи имущества.
Однако указанное предложение о передаче имущества к материалам иска не приложено. В исковых материалах отсутствует и отказ или иной акт федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника, подтверждающий несогласие или возражения на передачу федерального имущества в муниципальную собственность. Такими актами должно подтверждаться наличие спора, отнесённого к компетенции арбитражного суда.
Кроме того, из статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ также следует, что порядок передачи имущества из собственности Российской Федерации включает не только направление органом местного самоуправления предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, но и принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества. При этом передача имущества из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Исковое заявление не содержит данных для оценки актов и действий федерального собственника.
По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы» безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем самым исключена возможность передачи имущества в одностороннем порядке.
Избранный истцом вид искового требования об «обязании передать в муниципальную собственность объекты недвижимости» нуждается в приведении в соответствие со способами защиты гражданских прав, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В приведенном Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. указано, что арбитражный суд рассматривает споры о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности). В связи с этим истцу необходимо обосновать заявленное требование об обязании передать имущество либо уточнить способ защиты гражданского права, представить доказательства необоснованного нахождения недвижимости в федеральной собственности и возникновения права муниципальной собственности. Если в отношении каждого объекта недвижимости имеется спор об отнесении его к различным формам собственности, то в арбитражном суде может быть рассмотрено дело о признании права собственности, либо оспаривании чужого, зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности. Напротив, при отсутствии разногласий о форме собственности истец обязан руководствоваться законодательством, которым регулируется порядок добровольной и взаимосогласованной передачи объектов недвижимости.
Тем самым в избранном способе защиты имеются существенные противоречия, которые нуждаются в устранении.
б) В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должно быть указано наименование ответчика, его место нахождения.
По смыслу статей 124, 125 ГК РФ участниками гражданских правоотношений являются публично-правовые образования, но не созданные ими государственные органы или органы местного самоуправления. В силу статей 27 и 43 АПК РФ процессуальная правоспособность признается за РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, поэтому надлежащим ответчиком по делу, вытекающему из гражданских правоотношений, следует признавать именно РФ, субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего компетентного органа местного самоуправления.Следовательно, в исковом заявлении должно быть уточнено правовое наименование ответчика в соответствии со статьями 124, 125 ГК РФ. В качестве ответчика следует указать Российскую Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ.
в) В соответствии с частью 2 ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Тем самым процессуальной обязанностью истца в силу требований статей 102 и 126 АПК является правильное определение размера государственной пошлины по каждому заявленному требованию и уплата ее в надлежащей полной сумме.
Однако размер государственной пошлины, по которой было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до вынесения решения по существу, истцом не был определён.
В силу части 6 статьи 129 АПК РФ возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
При повторном обращении в арбитражный суд истцу необходимо:
- разъединить требования и составить по каждому объекту недвижимого имущества отдельное исковое заявление;
-представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины с указанием её размера.
- указать правильное наименование ответчика в соответствии со статьями 124, 125 ГК РФ;
- уточнить избранный способ защиты права;
Приложить к исковому заявлению:
выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на перечисленное недвижимое имущество;
копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению либо муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению;
справку организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах объектов в целях индивидуализации имущества;
технический паспорт объекта;
документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
иные документы, исходя из позиции по спору.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьей 129 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Исковое заявление муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и приложенные к нему документы возвратить истцу.
Направить настоящее определение о возвращении искового заявления истцу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить его под расписку уполномоченному представителю.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд
Судья Г.Г. Попова