О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь
15 января 2009 года Дело № А71-807/2008
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соларевой О.Ф.,
судей Шварц Н.Г., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мехоношиным Е.В.
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО1 – не явились;
от должника, Администрации МО «Камбарский район» - не явились;
от третьего лица, Государственного комитета Удмуртской Республики по физической культуре и спорту – не явились;
от заинтересованных лиц, Министерства финансов по Удмуртской Республике, Управления финансов Министерства финансов по Удмуртской Республике по Камбарскому району – не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя ФИО1
разъяснении порядка исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А71-807/2008 от 26.09.2008 года
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1
к Администрации МО «Камбарский район»,
третье лицо: Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту,
о взыскании суммы договорной неустойки,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования «Камбарский район» о взыскании суммы 349 500 руб. штрафных санкций в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора от 09.07.2007 года № 3 на основании статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложении расходов на оплату государственной пошлины.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец увеличил сумму иска: просит взыскать с ответчика сумму неустойки в размере 510 750 руб. Судом уточнение суммы иска принято, требование рассмотрено в уточненном размере.
Также истец заявил ходатайство о возложении на ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., оплату стоимости бензина, работы водителя.
Определением суда от 14 апреля 2008 года к участию в деле на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту.
Решением арбитражного суда от 14.07.2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 (резолютивная часть от 24.09.2008) решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.07.2008 года по делу № А71-807/2008 отменено, исковые требования удовлетворены частично: с Муниципального образования «Камбарский район» за счет казны муниципального образования «Камбарский район» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскана сумма неустойки в размере 22 500 руб., в возмещение расходов на оплату государственной пошлины по иску - 6 477 руб. 01 коп., в возмещение расходов на оплату государственной пошлины по апелляционной жалобе 558 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Судом апелляционной инстанции 02.10.2008 года выдан исполнительный лист по делу №А71-807/2008.
В апелляционный суд от предпринимателя ФИО1 поступило заявление о разъяснении порядка исполнения постановления суда апелляционной инстанции от 26.09.2008 года. При этом заявитель указал, что Администрация муниципального образования «Камбарский район» отказывается исполнить постановление, ссылаясь на не указание в исполнительном листе наименования главного распорядителя бюджетных средств, за счет которого производится исполнения судебного акта; не указание организации – должника, получателя средств местного бюджета. По этой же причине, как следует из приложенного заявителем письма Управления финансов Удмуртской Республики в Камбарском районе от 18.12.2008г. № 211, Управление финансов возвратило заявителю без исполнения исполнительный лист по данному делу.
Судом апелляционной инстанции заявление о разъяснении порядка исполнения судебного акта рассмотрено в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения заявления (статьи 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В судебном заседании, начатом 12.01.2009 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 15 января 2009 года. После перерыва судебное заседание продолжено, участники процесса явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Из содержания заявления взыскателя, переписки с Администрацией муниципального образования «Камбарский район», Управлением финансов Министерства финансов в Камбарском районе следует, что отказ указанных органов в исполнении судебного акта вызван тем, что в резолютивной части постановления не указан главный распорядитель бюджетных средств, организация – должник.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 года «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
При этом, как следует из вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В связи с чем указание Администрацией Камбарского района одним из оснований возврата исполнительного листа на возможность обращения взыскания на средства местного бюджета только по искам о возмещении вреда признается основанным на неправильном толковании норм материального права.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет муниципальной казны, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, также информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта.
В соответствии с Уставом Муниципального образования «Камбарский район», утвержденным решением Камбарского районного совета депутатов от 15.06.2005 года № 7, в структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – Администрация муниципального образования «Камбарский район» (Администрация Камбарского района) (статья 20).
На основании статьи 34 Устава к полномочиям Администрации Камбарского района относится также исполнение местного бюджета.
Кроме того, исходя из положений пункта 3.2.5 Решения от 22.09.2004 года № 2 «Об утверждении положения «О бюджетном процессе в Камбарском районе» Администрация района осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств. Такой же вывод содержался в постановлении суда апелляционной инстанции от 26.09.2008г. по настоящему делу.
С учетом изложенного, суд разъясняет, что организацией – должником, главным распорядителем средств местного бюджета по настоящему делу является Администрация муниципального образования «Камбарский район» (Администрация Камбарского района).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 184, 185, 186, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о разъяснении порядка исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А71-807/2008 от 26.09.2008 года удовлетворить.
Разъяснить, что по исполнительному листу от 02.10.2008г. по делу № А71-807/2008 организацией – должником, главным распорядителем средств местного бюджета является Администрация муниципального образования «Камбарский район» (Администрация Камбарского района).
Определение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий О.Ф. Соларева
Судьи Н.Г. Масальская
Н.Г. Шварц