ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А02-1692/15 от 16.10.2015 АС Республики Алтай


Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                   http://www.altai.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1692/2015

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи председательствующего Черепановой И.В., судей Соколовой А.Н., Боркова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Аткуновой А.С., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Администрации  муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507037, ИНН 0401003979,место регистрации:  ул. Советская, 65, с. Кош-Агач, Кош-Агачский район) к Правительству  Республики Алтай (ОГРН 1020400757080, ИНН 0411007524, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск) при участии третьих лиц – Министерства финансов по Республике Алтай, Министерства образования  Республики Алтай, управления образования МО «Кош-Агачский район» о признании недействительным  Приложения № 2 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 052.07.2014 г. № 191 «Поправочные коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,   среднего общего образования  в муниципальных общеобразовательных организациях,    обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.06.2015 № 170), в части установления поправочного коэффициента с 01.01.2015 в размере     0, 96337750 в отношении    Муниципального образования «Кош-Агачский район»,

при участии представителей:

от Министерства финансов Республики Алтай – ФИО1, по доверенности № 05 от 13.05.2015 (сроком на один год); ФИО2, по доверенности № 09 от 18.08.15 (срок на один год);

иные лица, участвующие в деле – не явились, уведомлены.

установил:

Администрация муниципального образования «Кош-Агачский район» обратилась в арбитражный суд с заявлением к Правительству  Республики Алтай о признании недействительным  Приложения № 2 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 052.07.2014 г. № 191 «Поправочные коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,   среднего      общего образования  в муниципальных общеобразовательных организациях,    обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.06.2015 № 170), в части установления поправочного коэффициента с 01.01.2015 в размере     0, 96337750 в отношении Муниципального образования «Кош-Агачский район» и несоответствующим требованиям ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, пункту 14 раздела V Постановления Правительства Республики Алтай от 02.07.2014 № 191 (ред. от 16.06.2015).

Министерство образования и науки Республики Алтай представили отзыв, в силу которого с заявленными требованиями не согласны в полном объеме(л.д.62-65).

Министерство финансов Республики Алтай представили отзыв, согласно которого полагают, что требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат, кроме этого полагают, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, в связи с чем спор неподведомственен арбитражному суду(л.д 66-69).

В судебном заседании Министерство финансов Республики Алтай поддержал доводы, изложенные в отзыве, не возражал  против прекращения производства по делу.

Представитель Администрации МО «Кош-Агачский район» в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отказом от заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены в соответствии с требованиями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, в связи с чем в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 02.07.2014г. Правительством Республики Алтай принято Постановление N 191 "Об утверждении Методики расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, поправочных коэффициентов к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай".

Указанным Постановлением в Приложении № 2 установлены поправочные коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Муниципальному образованию «Гош-Агачский район» установлен поправочный коэффициент с 01.01.2014г. - 1,10575600, с 01.04.2014г. - 1,09439310.

16.06.2015г. Правительство Республики Алтай приняло Постановление  N 170 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 2 июля 2014 года N 191", согласно которого в постановление Правительства Республики Алтай от 2 июля 2014 года N 191 "Об утверждении Методики расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, поправочных коэффициентов к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" внесены изменения в приложение №1 и приложение №2.

В указанной редакции Муниципальному образованию "Кош-Агачский район" установлен поправочный коэффициент с 01.09.2014г. - 1,28906791, с 01.01.2015г. - 0,96337750.

Полагая, что указанное Постановление Правительства Республики Алтай от 16.06.2015г., в части установления поправочного коэффициента с 01.01.2015г. в размере 0,96337750 в отношении МО «Кош-Агачский район» не соответствует требованиям статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации", пункту 14 раздела V Постановления Правительства Республики Алтай от 02.07.2014 № 191, в редакции Постановления Правительства республики Алтай № 170 от 16.06.2015г., Администрация МО «Кош-Агачский район»   обратилась с требованиями об оспаривании указанного Постановления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из положений статьи 99 Закона об образовании следует, что нормативы,  определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и

осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 N 47-РЗ (ред. от 06.06.2014, с изм. от 19.12.2014) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)" (принят ГСЭК РА 29.04.2008), органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством финансового обеспечения расходов

 на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - государственные полномочия).

Правительство Республики Алтай при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий (пп.1 п.1 ст. 5 Закона РА № 47-РЗ).

Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай. Объем субвенций, необходимых органам местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий, и их распределение между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону (статья 6 Закона РА № 47-РЗ).

Указанная Методика устанавливает порядок определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа в Республике Алтай из республиканского бюджета Республики Алтай для осуществления отдельных государственных полномочий Республики Алтай по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Общий размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов зависит, в том числе от поправочного коэффициента установленного Правительством Республики Алтай к нормативам обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Оспариваемым Постановление в Приложении №2 установлен поправочный коэффициент с 01.01.2015г. в размере 0,96337750 в отношении МО «Кош-Агачский район», который непосредственно влияет на размер субвенции, предоставляемой муниципальному образованию на получение бесплатного образования.

Проанализировав вышеперечисленные нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято Правительством Республики Алтай в развитие норм Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в целях урегулирования правоотношений, возникающих в сфере финансового обеспечения  общедоступного и бесплатного образования.

Поправочный коэффициент, установленный, оспариваемым постановлением влияет на размер субвенции, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, которая зависит от количества воспитанников образовательных учреждений, расходов на заработную плату педагогов, расходов на обеспечение образовательного процесса.

Таким образом, оспариваемым Постановлением установлены правила, расчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование правоотношений в сфере финансирования общедоступного и бесплатного образования, которые являются обязательным для неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд признает оспариваемое постановление нормативным правовым актом.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с названным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

В силу пункта 1 части 4 статьи 34 АПК РФ Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Поскольку рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере образования не отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (пункт 1 части 4 статьи 34 АПК РФ), суд приходит к выводу о наличии установленного пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ основания для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Вместе с тем, заявителем представлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отказом его от заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов" в пункте 9 разъяснил, что в соответствии с частью 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, при применении данной нормы арбитражным судам необходимо учитывать, что при отказе лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования производство по делу может быть прекращено, за исключением случаев, если о рассмотрении дела по существу ходатайствует иное участвующее в деле лицо в связи с тем, что оспариваемым актом нарушаются его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд прекратил производство по делу в связи с отказом заинтересованного лица от заявления (пункт 4 части 1 статьи 150, часть 8 статьи 194 Кодекса), определение о прекращении производства по делу не является по смыслу части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для прекращения производства по делу при обращении другого лица с заявлением об оспаривании этого же нормативного правового акта, поскольку оспариваемый акт не был проверен по существу на соответствие нормативному правовому акту большей юридической силы.

Суд принимает отказ заявителя от иска, поскольку, материалами дела и в ходе судебного разбирательства не установлено его противоречия закону, нарушения прав и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле не настаивают на рассмотрении дела по существу.

С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 49, 150 - 151, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

определил:

принять отказ Администрации  муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>,место регистрации:  ул. Советская, 65, с. Кош-Агач, Кош-Агачский район) к Правительству  Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск) от требований о признании недействительным  Приложения № 2 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 052.07.2014 г. № 191 «Поправочные коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,   среднего общего образования  в муниципальных общеобразовательных организациях,    обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.06.2015 № 170), в части установления поправочного коэффициента с 01.01.2015 в размере 0, 96337750 в отношении    Муниципального образования «Кош-Агачский район».

Производство по делу А02-1692/2015 прекратить.

Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с момента его принятия.

Председательствующий

И.В.Черепанова

           Судьи                                                                                                        А.Н. Соколова

                                                                                                                               А.А. Борков