ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-7515/20 от 13.10.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в удовлетворении заявления

г. Сыктывкар

20 октября 2021 года     Дело № А29-7515/2020

Резолютивная часть определения объявлена 13 октября 2021 года, в полном объеме определение изготовлено 20 октября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Вахричева Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Репа М.С., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» о наложении судебного штрафа по делу

по иску общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности,

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 15.05.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» обратилосьв Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлениемк муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута»  (далее – ответчики) о взыскании задолженности за фактически поставленную тепловую энергию в нежилые помещения за период с марта по апрель 2020 года в размере  55 081 руб.45 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2020 с КУМИ администрации МОГО «Воркута» в пользу ООО «Воркутинские ТЭЦ» взыскано 55 081 руб. 45 коп. долга, 2 203 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Для принудительного исполнения решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 035305581 от 22.10.2020.

ООО «Воркутинские ТЭЦ» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о наложении судебного штрафа на надлежащего ответчика в размере 100 000 руб. за неисполнение исполнительного документа серии ФС           № 035305581 от 22.10.2020, выданного по делу № А29-7515/2020.

Определением от 25.03.2021 заявление принято к рассмотрению.

В отзыве от 01.04.2021 Управление Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми) сообщило, что исполнительный документ до настоящего времени не исполнен и находится в статусе «приостановление операций». Предприняты все меры, в целях исполнения должником требований исполнительного документа.

В отзывах от 18.05.2021, 23.08.2021 КУМИ администрации МОГО «Воркута» указал, что заявление истца не подлежит удовлетворению, требования по исполнительному документу не исполнены в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований. Комитет принимает все меры с целью исполнения решения суда.

Истец заявлением, поступившим в суд 17.06.2021, уточнил требования и  просит наложить штраф в размере 100 000 руб. на КУМИ администрации МОГО «Воркута» за неисполнение исполнительного листа серии ФС                          № 035305581 от 22.10.2020.

Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.

Руководствуясь статьей 120 Арбитражного процессуального кодекса РФ  (далее – АПК РФ) арбитражный суд считает возможным провести судебное заседание без участия представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Исполнительный лист серии ФС № 035305581 от 22.10.2020, выданный на основании вступившего в законную силу решения от 17.09.2020 по делу                         № А29-7515/2020, направлен взыскателем для исполнения в УФК по Республике Коми.

Как указал истец, требования судебного акта не исполнены. Уведомлением от 18.02.2021 УФК по Республике Коми сообщило о неисполнении должником требований исполнительного документа.

В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.

По смыслу данного законоположения арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 1706-О).

Таким образом, в соответствии с положениями статьей 119, 120 и 332 АПК РФ арбитражный суд оценивает действия лиц, обязанных к исполнению судебного акта, как носящих характер правонарушения и влекущих наложение судебного штрафа за неисполнение судебного акта.

Наложение судебного штрафа является правом арбитражного суда, который в рамках своих дискреционных полномочий на основе конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении и вынести соответствующее определение (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2018 № 310-ЭС18-1498).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта (абзац 4 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – постановление Пленума от 28.05.2019 № 13)).

В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены два различных порядка (механизма) исполнения судебных актов.

Финансовые органы (Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) согласно части 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляют исполнение вынесенных по искам к публично-правовым образованиям судебных актов, по которым обращается взыскание на казну публично-правового образования, а также судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.

В пункте 14 постановления Пленума от 28.05.2019 № 13 разъяснено, что исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования – за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3, 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.

К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, а не вследствие причинения вреда (деликта), в связи с чем, подлежит применению статья 242.5 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

Поскольку от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то, в частности, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего муниципальному образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом. КУМИ администрации МОГО «Воркута» управомочен осуществлять полномочия собственника муниципального имущества.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, а не вследствие причинения вреда (деликта).

Исходя из изложенного, учитывая, что обязанность по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, а не вследствие причинения вреда (деликта), Комитет, применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, не является лицом, действия которого носят характер правонарушения и влекут наложение судебного штрафа за неисполнение судебного акта.

Учитывая, что взыскиваемая задолженность возникла вследствие неисполнения КУМИ администрации МОГО «Воркута» обязанности по содержанию нежилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию, подлежит применению статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ подлежит предъявлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Вместе с тем из материалов дела и из Положения не следует, что таким органом является КУМИ администрации МОГО «Воркута».

В пункте 1 статьи 166.1 БК РФ предусмотрено, что казначейство обладает бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Следовательно, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство.

Обязанности главного распорядителя средств местного бюджета при исполнении исполнительных документов в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены в пункте 4 и 5 данной статьи.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (пункт 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из пояснений КУМИ  администрации МОГО «Воркута» следует, что решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута», в соответствии с которым Комитет является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Коми, бланки с изображением Государственного герба Республики Коми и со своим наименованием на русском и коми языках, иные печати и штампы, бланки, счета, открываемые в установленном законодательством порядке. Лицевые счета Комитета обслуживаются органом Федерального казначейства, который, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, по причине неисполнения Комитетом в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в Отдел казначейства, приостановил до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции были приостановлены 18.02.2021.

В свою очередь КУМИ администрации МОГО «Воркута» в течение 2020-2021 годов направлял соответствующие ходатайства руководству администрации МОГО «Воркута», которое, в свою очередь, инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на оплату исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Республики Коми, в том числе направлялось обращение Главе Республики Коми по вопросу оказания финансовой поддержки бюджету муниципального образования городского округа «Воркута» на оплату расходов по содержанию незаселенного (свободного от проживания) муниципального жилищного фонда.

Администрацией МОГО «Воркута» ведется целенаправленная работа по расселению граждан, проживающих в аварийных домах, а также обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так же на территории городского округа реализуется мероприятие «капитальный ремонт, ремонт муниципального жилищного фонда» в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышения степени благоустройства», в результате которой расселяются малозаселенные дома с последующим отключением от коммунальных сетей.

В связи с действием на территории субъекта, в том числе города Воркуты мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ухудшилась экономическая ситуация, которая повлекла за собой недополучение доходной части бюджета МОГО «Воркута». Решением Совета МОГО «Воркута» от 30.04.2020 № 743 (ред. от 22.06.2020) «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства по их письменному заявлению отсрочку (приостановление) внесения арендной платы, предусмотренной в 2020 году по договорам аренды, заключенным в отношении муниципального имущества муниципального образования городского округа «Воркута», и ее уплату в 2020-2021 годах, но не позднее 31.12.2021. Данные антикризисные меры имущественной поддержки повлекли за собой недополучение бюджетом МОГО «Воркуты» порядка 10 млн. руб.

В обоснование принятых КУМИ администрации МОГО «Воркута» мер, направленных на получение дополнительного финансирования в целях исполнения требований, изложенных в исполнительных документах, представлены ходатайства об увеличении расходных лимитов, адресованные руководителю администрации МОГО «Воркута» и ответы на указанные уведомления. Из представленной переписки усматривается, что КУМИ администрации МОГО «Воркута» ежемесячно (два-три раза в месяц) в течение 2020-2021 годов ходатайствовал об выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях КУМИ администрации МО ГО «Воркута» и УФК по Республике Коми нарушений требований пунктов 4, 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 184-186, 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» о наложении штрафа за неисполнение судебного акта  отказать.

Судья                                                                                         Е.Н. Вахричев