ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А38-4807/13 от 03.10.2013 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без движения

«3» октября 2013 года

Дело № А38-4807/2013

г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Светлаковой Т.Л.

рассмотрел исковое заявление и приложенные к нему документы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл

к ответчику Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл

о взыскании убытков

УСТАНОВИЛ:

Истец, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл, о взыскании убытков в сумме 9820 руб.

Форма и содержание искового заявления должны соответствовать правилам статьи 125 АПК РФ с приложением документов, указанных в статье 126 АПК РФ.

Однако исковое заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопреки условиям о документах, прилагаемых к исковому заявлению, что влечет его оставление без движения по следующим правовым и процессуальным основаниям.

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают споры и рассматривают иные дела с участи- ем организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статус юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (части 1 и 2 статьи 27 АПК РФ).

Согласно указанным нормам критериями отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования).

Из содержания искового заявления следует, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл предъявлено Управлению Федеральной миграционной службе по Республике Марий Эл гражданско-правовое требование о


взыскании убытков. Истец указал, УФССП по РМЭ во исполнение судебного акта по принудительному выдворению иностранного гражданина приобрело ему билет на самолет, однако в результате незаконного бездействия УФМС по РМЭ по надлежащему оформлению документов иностранного гражданина исполнить данный судебный акт не смогло. Убытки составляют стоимость приобретенного билета. Исковое требование обосновано ссылками на статьи 15, 16, 1069 ГК РФ.

Между тем из норм статей 16, 1069 ГК РФ следует, что право на иск о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, принадлежит гражданину или юридическому лицу.

Однако из описанных в исковом заявлении фактических обстоятельств не следует, что стороны спора действовали в качестве юридических лиц – учреждений в процессе обычной хозяйственной деятельности. Напротив, УФССП по РМЭ и УФМС по РМЭ исполняли публичные полномочия, возложенные на них федеральными законами, и действовали как органы государственной власти.

Тем самым Управлением не обоснована компетенция арбитражного суда по рас- смотрению спора со статусом обеих сторон как государственных органов, а также экономический характер спора.

Поэтому в течение срока оставления искового заявления без движения истцу предлагается со ссылками на нормы закона дополнительно обосновать подведомственность спора арбитражному суду либо оформить ходатайство о возвращении искового заявления.

2. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должно быть указано наименование истца, его место нахождения. В исковом заявлении истцом названо Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.

Между тем участник спорного гражданского правоотношения определен неправильно, что привело к неверному указанию наименования истца.

Государственные органы или органы местного самоуправления создаются для осуществления властно-распорядительных функций в сфере налоговых, финансовых, административных и иных публичных отношений. Поэтому органы публичной власти не обладают гражданской право- или дееспособностью, ни при каких условиях не могут выступать в качестве самостоятельных участников частных гражданских правоотношений и не могут приобретать от своего имени гражданские права и нести гражданские обязанности.

Такой субъект не предусмотрен гражданским законодательством. Помимо граждан и юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством правоотношениях могут участвовать от своего имени также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статьи 2, 124 ГК РФ). При этом в силу пунктов 1 и 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следовательно, участниками гражданских правоотношений являются именно публично-правовые образования, но не созданные ими государственные органы или органы местного самоуправления.

Исходя из статей 27 и 43 АПК РФ, процессуальная правоспособность признается за РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, поэтому надлежащим истцом или ответчиком по делу, вытекающему из гражданских правоотношений, может


быть только Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице компетентного уполномоченного органа.

Истцу необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный хозяйственный оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица. Они создаются собственниками - Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера в организационно-правовой форме муниципального или государственного учреждения (пункты 1 и 2 статьи 120 ГК РФ) и действуют на основании положения или устава. В таких случаях истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается муниципальное или государственное учреждение, но не сам по себе властный государственный орган или орган местного самоуправления.

Следовательно, исковое заявление необходимо привести в соответствие со статьями 124-125 ГК РФ и указать в качестве надлежащего истца публично-правовое образование в лице соответствующего компетентного органа.

Тем самым в исковом заявлении допущена процессуальная ошибка в определении лица, от имени которого может быть заявлен иск. Для устранения указанного недостатка арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения.

3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должно быть указано наименование ответчика, его место нахождения.

В исковом заявлении ответчиком назван государственный орган – Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл.

Между тем участник спорного гражданского правоотношения определен неправильно, что привело к неверному указанию наименования ответчика.

Иск основан на совершении ответчиком как государственным органом правонарушения в виде незаконного бездействия, его действия квалифицированы истцом по статье 1069 ГК РФ.

Согласно статьям 16, 1069 ГК РФ должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично- правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления Пленума ВАС РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по таким искам выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу статей 27 и 43 АПК РФ процессуальная правоспособность признается за РФ, субъектами РФ, муниципальным образованиями, поэтому надлежащим ответчиком по делу, вытекающему из гражданских правоотношений, следует считать именно публично-правовое образование в лице органов государственной власти в рамках установленной компетенции.


Поэтому истцу необходимо привести исковое заявление в соответствие со статья- ми 124-125 ГК РФ и указать в качестве надлежащего ответчика публично-правовое образование в лице соответствующего компетентного органа и уточнить резолютивную часть искового заявления, указав, за счет каких средств подлежат взысканию убытки.

Тем самым в исковом заявлении допущена процессуальная ошибка в определении лица, к которому может быть заявлен иск. Для устранения указанного недостатка арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения.

В соответствии с частью 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии (искового) заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ, выносит определение об оставлении (искового) заявления без движения.

Таким образом, арбитражный суд исковое заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл оставляет без движения и считает необходимым установить срок, в течение которого истец должен устранить процессуальные нарушения.

Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Исковое заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл оставить без движения.

2. Предложить истцу в срок до «11» ноября 2013 г. совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:

а) привести в соответствие со статьями 124-125 ГК РФ наименование истца и ответчика; уточнить резолютивную часть иска указанием, за счет каких средств подлежат взысканию убытки;

б) дополнить исковое заявление мотивированным обоснованием по следующим правовым вопросам:

- Являются ли отношения, связанные с выдворением иностранного гражданина, гражданско-правовыми либо они регулируются публичным законодательством?

- Действовал ли истец при исполнении судебного акта о выдворении иностранного гражданина как юридическое лицо или как уполномоченный орган власти?

- Действовал ли ответчик при оформлении документов для выдворения иностранного гражданина в качестве юридического лица либо как уполномоченный орган власти?

- Допускается ли АПК РФ рассмотрение споров между федеральными органами исполнительной власти?

- Обосновать право на иск, поскольку статьи 16, 1069 ГК РФ допускают возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, только гражданам и юридическим лицам;

- Обосновать подведомственность спора арбитражному суду;

Дополнение к иску и приложенные к нему документы направить всем лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить их непосредственно под расписку с указанием полных сведений о лице, получившем исковые материалы. Доказательства такого направления или вручения представить в арбитражный суд.


3. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения установленного настоящим определением срока. В случае направления документов почтой в последние дни установленного настоящим определением срока необходимо уведомить об этом арбитражный суд телеграммой или телефонограммой.

Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-79, секретарь судебного заседания 69-33-88.

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru. Адрес электронной почты: info@mari-el.arbitr.ru.

4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление может быть принято к производству арбитражного суда.

В том случае, если истцом не будут устранены указанные в настоящем определении процессуальные нарушения в установленный срок, арбитражный суд возвратит исковое заявление и приложенные к нему документы на основании статьи 129 АПК РФ.

Направить копию настоящего определения об оставлении искового заявления без движения истцу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить ее под расписку уполномоченному представителю.

Определение обжалованию не подлежит.

При направлении в Арбитражный суд РМЭ документов необходимо ссылаться на номер дела А38-4807/2013.

Судья

Т.Л. Светлакова



2

3

4

5