АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без движения
«22» сентября 2020 года Дело № А38-6124/2020 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел заявление и приложенные к нему документы Красногорской городской администрации
к ответчику Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл
об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках
УСТАНОВИЛ:
Истец, Красногорская городская администрация, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, об обязании «исключить из государственного лесного реестра из категории «земли населенных пунктов, на которых расположены леса» вышеуказанные земельные участки».
Форма и содержание заявления должны соответствовать правилам статьи 125 АПК РФ, к нему необходимо прилагать документы, указанные в статье 126 АПК РФ.
Однако исковое заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к заявлению, что влечет его оставление без движения по следующим правовым и процессуальным основаниям.
1. Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений (пункт 4 статьи 4 АПК РФ).
Тем самым процессуальным законом установлено обращение в арбитражный суд с исковым заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках, а не с заявлением.
В течении срока оставления заявления без движения истцу предлагается изменить форму обращения в арбитражный суд в соответствие с требованиями законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах.
2. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должно быть указано наименование истца, его место нахождения.В исковом заявлении истцом назван – орган местного самоуправления, Красногорская городская администрация.
Между тем участник спорного гражданского правоотношения определен неправильно, что привело к неверному указанию наименования истца.
Так, согласно части 2 пункта 1 статьи 2, статье 124 ГК РФ в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
Из исковых материалов усматривается, что истец действует в интересах муниципального образования, заявляя требование об исключении земельных участков, находящихся в публичной собственности, из государственного лесного реестра.
По смыслу статей 124, 125 ГК РФ участниками гражданских правоотношений являются публично-правовые образования, но не созданные ими государственные органы или органы местного самоуправления. В силу статей 27 и 43 АПК РФ процессуальная правоспособность признается за РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, поэтому надлежащим истцом или ответчиком по делу, вытекающему из гражданских правоотношений, следует считать именно муниципальное образование в лице органов местного самоуправления в рамках установленной компетенции.
Поскольку орган местного самоуправления неверно поименован истцом, то исковое заявление необходимо привести в соответствие со статьями 124 - 125 ГК РФ и указать в качестве надлежащего истца муниципальное образование в лице соответствующего компетентного органа местного самоуправления.
Тем самым в исковом заявлении допущена процессуальная ошибка в определении лица, от имени которого может быть заявлен иск. Для устранения указанного недостатка арбитражный суд оставляет заявление без движения.
Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и на межселенных территориях муниципального района, отнесено к компетенции органов местного самоуправления этого муниципального района, а не сельской администрации.
Тем самым, в течении срока оставления заявления без движения истцу предлагается сообщить, разграничена ли государственная собственность за спорные земельные участки, а также со ссылками на нормы права и судебно-арбитражную практику обосновать свое право на иск.
3. В соответствии с частью 3 статьи 125 АПК РФ истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 126 АПК РФ к заявлению должно быть приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление документов.
Пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 11 от 09 декабря 2002 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ» устанавливает, что в качестве иного документа может быть представлена почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, расписка соответствующего лица в получении врученных ему документов.
Тем самым арбитражный процессуальный закон не препятствует истцу в совершении действий по непосредственному вручению участникам дела копий заявления и документов, которые у них отсутствуют. При этом доказательственная сила признается за распиской соответствующего лица в получении врученных ему документов при наличии в расписке штампа или печати организации с ее названием, даты принятия входящей корреспонденции и подписи работника с указанием его должности и фамилии. При несоблюдении указанных правил внесения в расписку полных сведений ответчик не может считаться уведомленным надлежащим образом.
Между тем документальных доказательств, свидетельствующих о направлении (вручении) ответчику копии заявления в материалы дела не представлено. Существенное нарушение истцом порядка направления ответчику копии иска является самостоятельным основанием для оставления заявления без движения.
4. На основании пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое исковое требование таким образом, чтобы оно точно соответствовало способу защиты гражданских прав, предусмотренному действующим законодательством. При этом арбитражный суд может принять решение по заявленному иску при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.
Между тем требование истца (резолютивная часть иска) не содержит сведений о земельных участках, подлежащих исключению из государственного лесного реестра. В отсутствие таких сведений заявленное требование не может быть исполнено.
Поэтому в течение срока оставления заявления без движения истцу предлагается назвать индивидуально-определенные признаки каждого земельного участка, в отношении которого имеется спор.
5. Пункт 5 части 2 статьи 125 АПК РФ обязывает истца особо назвать в исковом заявлении обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. Они должны быть изложены последовательно, конкретно с необходимой оценкой и соответствовать юридическим фактам, из которых возникли спорные правоотношения.
Истец настаивает на исключении из государственного лесного реестра земельных участков. Однако выписки из ЕГРН не представлены, что не позволяет идентифицировать спорные земельные участки, установить описанные в заявлении факты.
Поэтому в ходе оставления заявления без движения истцу предлагается представить дополнительные документы с целью обоснования заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ, выносит определение об оставлении искового заявления без движения.
Таким образом, арбитражный суд исковое заявление Красногорской городской администрации оставляет без движения и считает необходимым установить срок, в течение которого истец должен устранить процессуальные нарушения.
Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд
Определил:
1. Заявление Красногорской городской администрации оставить без движения.
2. Предложить истцу в срок до «9» ноября 2020 года совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:
а) представить дополнение к иску, в котором:
- изменить форму обращения в арбитражный суд на исковое заявление;
- утончить лицо, обратившееся за защитой своих нарушенных прав;
- обосновать со ссылками на нормы права и судебно-арбитражную практику свое право на иск;
- назвать в резолютивной части иска кадастровые номера, иные индивидуально-определенные признаки земельных участков, подлежащих исключению из государственного лесного реестра;
б) представить доказательства, подтверждающие вручение или направление заказным письмом с уведомлением о вручении ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют;
в) представить дополнительные документальные доказательства:
- выписки из ЕГРН на спорные участки;
г) дополнительно ответить на следующие вопросы:
- Разграничена ли государственная собственность на спорные земельные участки? Кто является их собственником и на основании каких документов, правовых норм? Имеется ли спор о праве собственности на спорные земельные участки?
- Входили ли спорные земельные участки в лесной фонд? Осуществлялся ли перевод таких участков в категорию земель населенных пунктов?
- Какие документы послужили основаниям для внесения сведений о спорных земельных участках в государственный лесной реестр? Когда и кем были приняты соответствующие документы?
- Кем и на основании каких документов спорные земельные участки отнесены к защитным лесам? Имеется ли лесоустроительная документация в отношении таких участков?
- Какой орган уполномочен на ведение государственного лесного реестра?
- На основании каких правовых норм, кем и в каком порядке сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, изменяются либо исключаются из него? Обладает ли такими полномочиями ответчик?
- Оспаривался ли отказ министерства об исключении сведений из ГЛР, оформленный письмом от 29.04.2020?
- В каких территориальных зонах допускается расположение городских лесов?
- К какому лесничеству относятся городские леса, расположенные на спорной территории?
- Включены ли спорные земельные участки в ЕГРН?
- Компетентен ли арбитражный суд в разрешении возникшего спора применительно к положениям статьи 27 АПК РФ?
- Какими документальными доказательствами подтверждается перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов?
- Согласовывался ли по правилам статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана, предусматривающий перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов, с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти?
- Имеется ли согласование Федерального агентства лесного хозяйства (выполняющего такие полномочия до 01.01.2015 по правилам пункта 4 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 736) о включении земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов?
- Влечет ли необеспечение согласования генерального плана с федеральным органом исполнительной власти признание такого нормативного правового акта недействующим?
- Состоялся ли, по мнению истца, перевод земель из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли лесного фонда»?
- Подавалось ли заявителем ответчику поименованное в ответе от 29.04.2020 заявление, содержащее описание с обоснованием причин признания ошибочными сведений документированной информации?
г) представить следующие документальные доказательства:
- документы, связанные с переводом спорных лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов,
- документы, свидетельствующие о расположении спорных земельных участков в рекреационных и социальных зонах,
- лесоустроительную документацию в отношении спорных земельных участков,
- генеральные планы, правила землепользования и застройки поселений Звениговского района в части, касающейся спорных земельных участков,
- схему территориального планирования поселений Звениговского района в части, касающейся спорных земельных участков,
- правоустанавливающие документы и выписки из ЕГРН на спорные земельные участки.
3. Направить ответчику копию дополнения к исковому заявлению с приложенными документами, которые у него отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить указанные документы нарочным с указанием полных сведений о лице, получившем материалы. Доказательства, подтверждающие направление (вручение) представить в арбитражный суд.
4. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения установленного настоящим определением срока. При направлении документов в арбитражный суд необходимо ссылаться на номер дела № А38-6124/2020. В случае направления документов почтой в последние дни установленного настоящим определением срока необходимо уведомить об этом арбитражный суд телеграммой или телефонограммой.
Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-90, секретарь судебного заседания 69-34-12.
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru. Адрес электронной почты: mari-el.info@arbitr.ru.
5. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, исковое заявление может быть принято к производству арбитражного суда.
6. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд вправе возвратить исковое заявление и приложенные к нему документы на основании статьи 129 АПК РФ.
Направить копию определения об оставлении искового заявления без движения истцу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить его под расписку уполномоченному представителю.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья И.М. Коновалов