АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении без движения административного искового заявления
об оспаривании ненормативного правового акта
«28» декабря 2021 года Дело № А38-7129/2021 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел административное исковое заявление и приложенные к нему документы общества с ограниченной ответственностью «Владимирская дверная компания»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к административным ответчикам Прокуратуре Республики Марий Эл, Прокуратуре Новоторъяльского района
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, общество с ограниченной ответственностью «Владимирская дверная компания», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконным представления Прокуратуры Новоторъяльского района об устранении нарушений федерального законодательства при реализации национального проекта от 28.08.2021 № 2-02-2021.
Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности решений государственных органов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 и статьи 199 АПК РФ.
ООО «Владимирская дверная компания» заявление ошибочно оформлено по правилам части 3 статьи 24 и статьи 180 КАС РФ, а не по правилам АПК РФ.
Кроме того, заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к заявлению, что влечет его оставление бездвижения по следующим правовым и процессуальным основаниям.
1. Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Обращение в арбитражный суд первой инстанции осуществляется в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (пункт 4 статьи 4 АПК РФ).
Тем самым процессуальным законом не установлено оспаривание решения в форме административного искового заявления. По этой причине ООО «ВДК» предлагается изменить форму и составить заявление об оспаривании решения в соответствии со статьей 199 АПК РФ.
Поскольку такое заявление подлежит разбирательству по специальным правилам главы 24 АПК РФ как дело, вытекающее из публичных правоотношений, то сторонами спора публичного содержания могут быть по процессуальному положению заявитель и ответчик.
Следовательно, заявление ООО «ВДК» неверно оформлено в качестве административного искового заявления, заявитель неправильно назван административным истцом, а ответчики – административными ответчиками. Поэтому арбитражный суд устанавливает срок оставления административного искового заявления без движения для приведения его в соответствие с требованиями части 4 статьи 4, статей 40, 45, 197 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 199 АПК РФ.
2. В соответствии с частью 1 статьи 199, пунктом 3 части 2 статьи 125 АПК РФ в заявлении должно быть указано наименования органа, принявшего оспариваемый акт, совершившего оспариваемое действие, его место нахождения.
Общество неверно указало в качестве соответчиков Прокуратуру Республики Марий Эл и Прокуратуру Новоторъяльского района. Органом, принявшим оспариваемое представление, выступает лишь Прокуратура Новоторъяльского района, которая и подлежит привлечению к участию в деле в качестве ответчика по спору.
Тем самым, в течении срока оставления административного искового заявления без движения административному истцу предлагается исключить из числа соответчиков Прокуратуру Республики Марий Эл, рассмотреть вопрос о привлечении указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица.
3. В соответствии со статьей 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются: стороны (заявитель и ответчик), заинтересованные лица, третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ. При этом заинтересованные лица с учетом правил главы 24 АПК РФ выступают в делах об оспаривании ненормативных правовых актов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне заявителя или ответчика до принятия судебного акта, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Из содержания заявления усматривается, что требование о признании представления недействительным заявитель связывает с участием в спорных правоотношениях не только ответчика, но и заказчика по муниципальному контракту. Указанное юридическое лицо не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, соответствующее мотивированное ходатайство также не заявлено. Между тем судебный акт по заявленному требованию может повлиять на права и обязанности этой организации. Следовательно, заказчик имеет право на участие в судебном разбирательстве в качестве третьего лица.
Тем самым административному истцу предлагается с учетом предъявленного требования рассмотреть вопрос о привлечении заказчика по контракту от 18.03.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
4. В нарушение пункта 3 части 1 статьи 199 АПК РФ административным истцом не названо субъективное гражданскоеили иное право, подлежащее судебной защите и вытекающее из осуществления им экономической деятельности. В тексте административного искового заявления отсутствуют необходимые сведения о виде и содержании защищаемого права, нарушенного органом государственной власти. Следовательно, административному истцу предлагается назвать вид и содержание нарушенного права.
5. Исходя из пункта 4 части 1 статьи 199 и статьи 201 АПК РФ, в заявлении, в том числе и в его резолютивной части, должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) ответчика. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое требование юридически конкретно и определенно.
Между тем в резолютивной части административного искового заявления изложено требование без указания конкретных правовых норм, которым не соответствует представление. Для устранения данного недостатка административному истцу следует в течение срока оставления административного искового заявления без движения дополнить резолютивную часть заявления указанием на нормативные правовые акты, которым не соответствует ненормативный правовой акт.
6. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении должно быть указано требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Тем самым закон обязывает излагать и формулировать требование таким образом, чтобы оно точно соответствовало способу защиты гражданских прав, предусмотренному действующим законодательством. При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.
Обществом сформулировано требование о признании незаконным представления Прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл от 28.08.2021 № 2-02-2021.
Однако юридически верным и правильно сформулированным предметом заявления к ответчику может быть требование о признании недействительным представления Прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл 28.08.2021 № 2-02-2021.
По этой причине административному истцу предлагается уточнить заявленное требование с учетом пункта 5 части 1 статьи 199 АПК РФ.
7. В соответствии с частью 1, 2 статьи 199, частью 3 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 АПК РФ заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению должно быть приложено уведомление о вручении копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют или иные документы, подтверждающие такое направление. При отсутствии уведомления о вручении направление искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и приложенных к нему документов вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, расписка соответствующего лица в получении врученных ему документов (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»).
В качестве доказательств уведомления административных ответчиков административный истец представил подлинник описи вложения в ценное письмо от 14.12.2021. Однако надлежащим доказательством уведомления ответчиков являются подлинники почтовых квитанций, свидетельствующих о направлении им копий заявления и приложенных к ним документовзаказным письмом с уведомлением о вручении.
По этой причине арбитражный суд оставляет административное исковое заявление без движения в связи с нарушением предусмотренного частью 3 статьи 125 АПК РФ порядка уведомления ответчиков.
8. По смыслу статьи 199, пункта 5 части 2 статьи 125, пункта 3 статьи 126 АПК РФ заявитель обязан особо назвать обстоятельства, на которых основаны требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. Они должны быть изложены последовательно, конкретно с необходимой оценкой и соответствовать юридическим фактам, из которых возникли спорные правоотношения.
Заявленные требования о признании представления незаконным административный истец обосновывает, в том числе, ссылками на условия муниципального контракта от 18.03.2021, дополнительных соглашений к нему, договора от 13.07.2021, договора от 17.05.2021.
Однако такие документальные доказательства в обоснование заявленных требований им не представлены. Следовательно, бездоказательность заявления по его содержанию требует предоставления административному истцу срока для его дополнительного обоснования.
9. Вопреки прямому указанию части 2 статьи 199, пункта 4 статьи 126 АПК РФ к заявлению не приложена копия свидетельства о государственной регистрации административного истца в качестве юридического лица, что не позволяет проверить процессуальную дееспособность лица, обратившегося с заявлением в арбитражный суд (статья 43 АПК РФ) и влечет оставление заявления без движения.
10. В соответствии с частью 4 статьи 197 АПК заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемое представление вынесено 27.08.2021. Заявление о его оспаривании подано в арбитражный суд 23.12.2021. Между тем в представленных материалах отсутствует письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не представлены доказательства уважительности причин его нарушения или доказательства своевременного направления заявления в арбитражный суд.
Тем самым, неопределенность сведений о соблюдении срока обжалования представления требует предоставления административному истцу времени для дополнительного обоснования процессуальных условий предъявления требования в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 197, частью 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 199 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Таким образом, арбитражный суд оставляет без движения административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Владимирская дверная компания» и считает необходимым установить срок, в течение которого административный истец обязан устранить процессуальные нарушения.
Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд
Определил:
1. Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Владимирская дверная компания» оставить без движения.
2. Предложить административному истцу в срок до «28» января 2022 года совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:
а) представить заявление, оформленное по правилам статьи 199 АПК РФ, в котором:
- изменить форму обращения в арбитражный суд на заявление;
- уточнить процессуальное положение участников спора (заявитель и ответчик);
- исключить из числа ответчиков Прокуратуру Республики Марий Эл;
- рассмотреть вопрос о привлечении Прокуратуры Республики Марий Эл и заказчика по муниципальному контракту к участию в деле в качестве третьих лиц;
- назвать вид и содержание нарушенного права;
- сообщить, в чем выражается нарушение прав заявителя вынесением оспариваемого представления. Исполнение каких обязанностей, возложенных на заявителя представлением, влечет для него негативные последствия;
- дополнить резолютивную часть заявления указанием на нормативные правовые акты, которым не соответствует представление;
- уточнить заявленное требование, указав на признание недействительным представления;
- сообщить, исполнено ли представление;
- указать, выполнены ли работы, предусмотренные контрактом;
- когда исполнителю была передана проектно-сметная документация, позволяющая выполнить все работы, предусмотренные контрактом;
- рассмотрен ли обществом вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника участка. Сообщить, оспаривается ли обществом все представление или его часть. При необходимости – уточнить заявленные требования;
- указать, когда заявителем получено оспариваемое представление;
- обосновать соблюдение процессуального срока на его оспаривание либо представить ходатайство о восстановлении срока;
б) представить документальные доказательства:
- копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;
- муниципальный контракт от 18.03.2021, дополнительные соглашения к нему;
- договор от 13.07.2021;
- договор от 17.05.2021;
- иные доказательства в обоснование позиции по спору;
в) направить участникам спора копию заявления с приложенными документами, которые у них отсутствуют заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить нарочным. Доказательства такого направления (вручения) необходимо представить в арбитражный суд.
3. Направить участникам спора копию дополнения к заявлению и приложенных документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить указанные документы нарочным с указанием полных сведений о лице, получившем материалы. Доказательства, подтверждающие направление (вручение) представить в арбитражный суд.
4. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения установленного настоящим определением срока. При направлении документов в арбитражный суд необходимо ссылаться на номер дела № А38-7129/2021. В случае направления документов почтой в последние дни установленного настоящим определением срока необходимо уведомить об этом арбитражный суд телеграммой или телефонограммой.
Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-90, секретарь судебного заседания 69-34-12.
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru. Адрес электронной почты: mari-el.info@arbitr.ru.
5. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление может быть принято к производству арбитражного суда.
6. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд вправе возвратить административное исковое заявление и приложенные к нему документы на основании статьи 129 АПК РФ.
Направить копию определения об оставлении административного искового заявления без движения административному истцу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить его под расписку уполномоченному представителю.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья И.М. Коновалов