Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований в реестр требований кредиторов
г. Пермь
09 февраля 2021 года Дело № А50-24486/2020
Резолютивная часть определения вынесена 02 февраля 2021 года. Полный текст определения изготовлен 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о признании по заявлению ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: 614030, <...>
) ее несостоятельным (банкротом),
заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 46 038,11 руб.
в заседании приняли участие представители:
от уполномоченного органа – ФИО3, по доверенности
от 27.01.2021 № 108, представлен паспорт;
от должника – не явились, извещен надлежащим образом;
от финансового управляющего ФИО4 –
не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения о назначении судебного заседания, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Пермского края 07.10.2020 поступило заявление ФИО2 о признании ее несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2020 указанное заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.10.2020 по делу
№ А50-24486/2020 ФИО2 (далее также - должник, ФИО2) признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее открыта процедура реализации имущества.
Финансовым управляющим утвержден ФИО4 (ИНН <***>; регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих - 3989; член Ассоциации СРО АУ «Южный Урал», адрес для направления корреспонденции финансовому управляющему: 614045, Пермский край, г. Пермь, а/я 40); (далее также - финансовый управляющий).
Объявление о введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 07.11.2020 № 204, ЕФРСБ от 10.12.2020.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам - Федеральной налоговой службой в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю (далее также - уполномоченный орган, заявитель) в арбитражный суд 14.12.2020 представлено заявление
о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 46 038,11 руб.,
из которых: 35 046 руб. – основной долг, 10 692,11 руб. – пени, 300 руб. – задолженность по административному штрафу.
Заявление уполномоченного органа, поданное 14.12.2020
с соблюдением установленного срока (статья 213.7, пункт 2 статьи 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), принято к рассмотрению, судебное заседание
по рассмотрению заявления.
В судебном заседании 26.01.2021 при явке представителя уполномоченного органа, в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей) судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 02.02.2021 (протокольное определение суда от 26.01.2021).
После перерыва судебное заседание продолжено 02.02.2021 в том же составе суда при явке представителя уполномоченного органа, в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей).
Неявка в судебное заседание 02.02.2021 должника и финансового управляющего с учетом положений части 3 статьи 156 АПК РФ
не препятствовала проведению судебного заседания и рассмотрению заявления уполномоченного органа в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей).
От должника документов, ходатайств не поступало.
От финансового управляющего поступили и приобщены судом
к материалам обособленного спора отзыв на заявление, отражающий доводы об отсутствии возражений по требованию заявителя, и уведомление
о публикации в ЕФРСБ сведений о заявленном уполномоченным органом требовании.
Должник и финансовый управляющий возражений по требованию уполномоченного органа не заявили.
Как следует из заявления уполномоченного органа, к включению в реестре требований кредиторов должника заявлена следующая задолженность по обязательным платежам (общая сумма 46 038,11 руб.): - 35 046 руб. – основной долг (недоимка по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 10 786 руб., недоимка по транспортному налогу в общей сумме 24 260 руб.; 10 692,11 руб. – пени, начисленные за неуплату
в установленный срок налога на имущество физических лиц (сумма пени - 2 343,41 руб.) и транспортного налога (сумма пени - 8 348,70 руб.); 300 руб. – задолженность по административному штрафу, назначенному должнику как должностному лицу.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела
о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом
по правилам, предусмотренным этим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как предусмотрено статьей 213.2 Закона о банкротстве, при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Исходя из статьи 213.11 Закона № 127-ФЗ, с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления
о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном этим Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, направив их в арбитражный суд и финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются финансовым управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Исходя из пункта 10 статьи 16, пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
При установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле
о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону
от необходимости доказывания таких обстоятельств (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).
Исходя из правовых позиций, отраженных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45
«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление уполномоченного органа
в порядке статей 71, 100 Закона о банкротстве, исследовав материалы спора
в порядке статей 9, 65, 71, 162 АПК РФ, считает, что заявленные уполномоченным органом требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как определено пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ обязанность
по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ нормативно закреплено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное
не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность
по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу пункта 2 статьи 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как определено пунктом 3 статьи 52 НК РФ, в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом
в установленные сроки.
В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72,
статья 75 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога и сбора
с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего
за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
Исходя из пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм
в полном объеме.
Порядок и процедуры принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов с налогоплательщиков - физических лиц регламентированы статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 48 НК РФ нормативно регламентируется процедура взыскания налога, пеней и налоговых санкций с налогоплательщика - физического лица, не имеющего статус индивидуального предпринимателя, исходя из пункта 1 этой статьи Кодекса, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем,
в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных этой статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление
о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом)
в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей,
за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается
в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов
не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе: - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом; - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства
о налогах и сборах; - взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом.
Как закреплено пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых этим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. При этом в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Пунктом 6 статьи 69 НК РФ, правила которой применяются также
в отношении требований об уплате штрафов и распространяются
на требования, направляемые налоговым агентам (пункт 8 статьи 69 НК РФ), определено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено
по почте заказным письмом, передано в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней
с даты направления заказного письма.
Порядок производства по делу об административном правонарушении и размеры административных штрафов определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также -
КоАП РФ).
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях этого Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,
и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления
о признании должника банкротом, если иное не установлено этим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам
не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими
в деле о банкротстве.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75 НК РФ), относящихся
к текущим платежам, также являются текущими платежами, в свою очередь, требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником
(в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Исходя правового подхода, отраженного в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле
о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом обоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства
не утрачена.
Как следует из обстоятельств спора, должник, в частности до даты введения процедуры банкротства, являлся как физическое лицо, имеющее
на праве собственности имущество, плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога, обязанным в нормативно установленном порядке уплачивать (перечислять) этот налог в бюджетную систему Российской Федерации (статьи 19, 23 (пункты 1, 3, 4), 45, 52 НК РФ).
Требования уполномоченного органа основаны на возникновении
у ФИО2 налоговых обязательств: по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы, транспортному налогу
за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы (в связи с окончанием налоговых периодов по этим налогам).
В отношении налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за отмеченные налоговые периоды налоговым органом по месту учета должника как налогоплательщика в порядке статьи 52 НК РФ сформированы налоговые уведомления и по фактам неуплаты налогов на основании налоговых уведомлений неисполнения в порядке статей 69, 70, 75 НК РФ в адрес должника направлены требования об уплате недоимки и задолженности по пеням.
Наличие оснований для уплаты налога на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы и транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы подтверждено уполномоченным органом представленными в дело документами, в частности налоговыми уведомлениями, требованиями об уплате налога, вынесенными по заявлениям налогового органа по мест учета должника мировыми судьями судебными приказами от 18.07.2018 № 2а-5712/2018, 08.05.2020
№ 2а-2179/2020, от 14.04.2017 № 2а-1354/2017.
В связи с неисполнением в срок налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы, налоговых обязательств по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 годы налоговым органом по месту учета должника начислены в порядке статьи 75 НК РФ пени.
Применительно к истекшим налоговым периодам, за которые подлежали уплате налоги – 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы, а также задолженность по пени за неуплату в срок налогов за 2015, 2016, 2017,
2018 годы, принятия заявления о признании должника банкротом, налоговые обязательства и задолженность по пени не относятся к текущим платежам.
Так, согласно правовым подходам, приведенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. В силу пункта 1
статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75 НК РФ), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами, в свою очередь, требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов,
не являются текущими платежами.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» разъяснено, что исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве, если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела
о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим - они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа (статья 810 ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.
К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или
за неправомерное пользование чужими денежными средствами
(статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени
за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. и об уплате неустойки в форме штрафа.
Доказательств погашения сформированных налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы, налоговых обязательств по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 годы
и задолженности по пени в заявленных суммах должником и его финансовым управляющим не представлено (часть 1 статьи 65 АПК РФ), и при подтверждении уполномоченным органом надлежащими и допустимыми доказательствами, в том числе судебными приказами, налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, налоговых обязательств по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы и задолженности по пени, их отнесения к категории реестровых платежей, при соблюдение совокупных сроков взыскания недоимки и задолженности по пени к моменту введения первой процедуры банкротства (статьи 11, 45, 52, 75, 70, 69, 48 НК РФ, пункты 6, 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пункты 51, 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), требования заявителя в указанной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, в отношении требования уполномоченного органа
о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности
по транспортному налогу за 2014 год в сумме 2 050 руб. и задолженности по пени, начисленной за неуплату в срок указанного налога за этот налоговый период - 3 616 руб., арбитражный суд отмечает следующее.
Как следует из представленных в материалы обособленного спора документов, по факту неуплаты транспортного налога за 2014 год на основании направленного должнику как налогоплательщику налогового уведомления, налоговым органом по месту учета должника в порядке
статей 70, 69 НК РФ направлено требование № 18903 по состоянию
на 12.10.2015 об уплате недоимки за 2014 год в сумме 8 350 руб. и задолженности по пени (к включению в реестр требований кредиторов должника уполномоченным органом заявлен остаток недоимки - 2 050 руб.), срок исполнения указанного требования истек 24.11.2015 (л.д.15-15оборот).
Общий размер недоимки и задолженности по пени превысил нормативно предусмотренный суммовой порог - 3 000 руб. для реализации процедур судебного взыскания недоимки и пени (абзац второй пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Как следует из представленного в материалы обособленного спора требования № 14522 по состоянию на 12.12.2016 об уплате недоимки и пени, общий размер задолженности должника как налогоплательщика на 12.12.2016 составил 23 327,30 руб. (л.д.16) - превысил 3 000 руб. (абзац второй пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Доказательств того, что налоговым органом по месту учета должника
с соблюдением сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 70, статьей 69, пунктом 2 статьи 48 (в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени) реализованы процедуры принудительного судебного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год, заявителем не представлено. Соблюдение срока взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год (в оставшейся
и заявленной к включению в реестр требований кредиторов должника сумме - 2 050 руб.) на дату введения первой процедуры банкротства уполномоченным органом не подтверждено (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В силу правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении
президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении пункта 3 статьи 75 НК РФ судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Исходя из правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 06.11.2007
№ 8241/07, от 29.09.2009 № 5838/09, после истечения установленного срока взыскания недоимки по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Поскольку уполномоченным органом, в отличии от последующих налоговых периодов, не подтверждено соблюдение срока взыскания указанной недоимки по транспортному налогу за 2014 год, и соответственно, задолженности по пени, начисленной в связи с недоимкой по этому налогу
за 2014 год, требования уполномоченного органа в указанной части
не подлежат удовлетворению.
Также судом установлено, что не подлежат удовлетворению требования уполномоченного органа в отношении задолженности по административному штрафу в размере 300 рублей.
В подтверждение указанной задолженности по штрафу заявителем приводится ссылка на вынесение постановления о привлечении должника
к административной ответственности от 28.06.2012 № 5-392/2012, копия которого уничтожена ввиду истечения срока хранения.
Пунктом 3 части 2 статьи 31.10 КоАП РФ установлено, что постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случае если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный статьей 31.9 этого Кодекса.
Частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ установлено, что постановление
о назначении административного наказания не подлежит исполнению
в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления
в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 этого Кодекса.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что по истечении срока, установленного
частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, исполнение постановления по делу
об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 20.2 сохраняющего актуальность постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Таким образом, часть 1 статьи 31.9 КоАП РФ устанавливает не срок уплаты штрафа, а срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, по истечении которого исполнение
не производится, а возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление (пункт 3 части 2 статьи 31.10 КоАП РФ).
В силу части 6 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действие частей 1 - 4 настоящей
статьи не распространяется на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае исполнительным документом является постановление по делу об административном правонарушении, положения части 3 статьи 22 Федерального закона
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» применению
не подлежат.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что задолженность должника образовалась в связи с неуплатой административного штрафа на основании постановления по делу об административном правонарушении
от 28.06.2012 № 5-392/2012.
При этом копия указанного постановления в материалы обособленного спора заявителем не представлена, факт привлечения к административной ответственности и соблюдение срока предъявления постановления к исполнению не подтверждены.
В любом случае, с даты постановления о назначении административного наказания (28.06.2012), ссылку на которую приводит заявитель, истек двухгодичный срок предъявления постановления
к исполнению, требования уполномоченного органа удовлетворению
не подлежат. Корреспондирующий подход ранее был выражен
в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2002 № 3516/01.
Таким образом, требования уполномоченного органа подлежат частичному удовлетворению, следует включить в реестр требований кредиторов ФИО2 - в состав третьей очереди реестра
требований кредиторов - требования по обязательным платежам
в общей сумме 40 071,51 руб., из них 32 996 руб. - основной долг (недоимка по налогам), 7 075,51руб. - задолженность по пени за неуплату
в установленные сроки налогов.
В остальной части требования уполномоченного органа не подлежат удовлетворению.
При этом требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Руководствуясь статьями 16, 71, 213.24 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: 614030, <...>
) задолженности по обязательным платежам в общей
сумме 46 038,11 руб., удовлетворить частично.
2. Включить в реестр требований кредиторов ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: 614030, <...>) следующие требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) по обязательным платежам:
- в состав третьей очереди реестра требований кредиторов - требования в общей сумме 40 071,51 руб., из них 32 996 руб. - основной долг (недоимка по налогам), 7 075,51руб. - задолженность по пени за неуплату
в установленные сроки налогов.
3. В удовлетворении заявления (требования) Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 9 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
в остальной части отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть
в течение десятидневного срока со дня его изготовления в полном объеме обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин